Сюжеты · Общество

Катеты и гипотенуза «НОСа»

Премия присуждена Льву Рубинштейну

Елена Дьякова , обозреватель
1 февраля в Москве в третий раз вручена литературная премия «НОС», учрежденная фондом Михаила Прохорова. Лауреатом стал Лев Рубинштейн с книгой «Знаки внимания»
1 февраля в Москве в третий раз вручена литературная премия «НОС», учрежденная фондом Михаила Прохорова. Лауреатом стал Лев Рубинштейн с книгой «Знаки внимания» (М.: Corpus, 2012). Приз читательских симпатий (по результатам интернет-голосования на сайте премии, после объявления лонг-листа) вручен прозаику Алексею Маторину за книгу «Юные годы медбрата Паровозова» (М.: Астрель, Corpus, 2012).
Название «НОС» учредители премии изначально предложили расшифровывать трояко: «НОвые Смыслы», «НОвая Социальность», «НОвая Словесность». Лауреат прошлого года Игорь Вишневецкий, с замечательной повестью «Ленинград», наводил читателя на мысли о новой словесности (как, впрочем, и о новых смыслах блокадного эпоса Ленинграда — темы прозы музыковеда Вишневецкого).
В 2012-м гипотенузой этого гоголевского треугольника стала новая социальность. Лаконичные и легкие эссе Рубинштейна могут при беглом чтении напоминать заметки фенолога, социального фенолога — наблюдателя непредсказуемых биоценозов в хмуром климате средней полосы (тем более что коварный автор и признается на первых страницах в любви к этому невинному календарному жанру). Но это до поры — пока уютный пассаж не завершится точным, как поэтическая строка, риторическим вопросом. Ну, например: «Почему все то, что в годы советской власти маркировалось как антисоветское, стало восприниматься как антироссийское?»
И это уж, граждане, не риторический вопрос — это диагноз.
Причем с каждой неделей он становится все актуальней.