Сюжеты · Общество

Никто не строит воздушных замков

Приморский краевой суд начал рассмотрение дела «приморских партизан»

Василий Авченко , собкор во Владивостоке
Приморский краевой суд начал рассмотрение дела «приморских партизан»
Суд проходит с участием коллегии присяжных заседателей, которую в январе — с шестого раза — удалось сформировать. Процесс открытый, однако судья Дмитрий Грищенко запретил фото- и видеосъемку.
История «приморских партизан» началась в 2009 году. Сегодня парням из райцентра Кировский инкриминируют порядка 30 преступлений, наиболее тяжкие из которых — убийство двух милиционеров, а также четверых «наркобарыг». Четверых «партизан» — Романа Савченко, Владимира Илютикова, Максима Кириллова, Александра Ковтуна — задержали в июне 2010 года. Двое — Андрей Сухорада и Александр Сладких — погибли в Уссурийске при попытке их задержать (по официальной версии, оба застрелились). Спустя несколько месяцев к четверым оставшимся в живых добавились еще двое — Алексей Никитин и Вадим Ковтун. Все шестеро уже третий год находятся в СИЗО-1 Владивостока. По версии следствия, организаторы банды — погибший Сухорада и живой Александр Ковтун.
Первое судебное заседание началось с часовым опозданием. Судья, сославшись на данные начальника владивостокского СИЗО-1, сообщил, что обвиняемый Никитин находился в одних трусах и отказывался одеваться по сезону. Сам Никитин рассказал суду, что администрация СИЗО постоянно помещает его в карцер в футболке и шортах, и если бы он не настоял, то и в суд его привезли бы полураздетым.
Гособвинитель рассказал присяжным об инкриминируемых подсудимым преступлениях. Трудно поверить, что присяжные, если только они не жили все это время в информационном вакууме, услышали что-то для себя новое. После этого настала очередь адвокатов (пятеро по назначению, только один — не «государственный»). Они один за другим подчеркнули: все сказанное гособвинителем — не более чем версия, тогда как устанавливать достоверность фактов и степень виновности подсудимых предстоит именно присяжным. По словам адвокатов Илютикова и Кириллова, их подзащитные вину признают лишь частично. Роль Илютикова в совершении преступления «второстепенна» — он попал под влияние одного из погибших фигурантов дела, «был очень молод и мог ошибаться». Кириллов настаивает на своей непричастности к убийствам. Остальные подсудимые виновными себя не признают.
Трудно сказать, всерьез ли подсудимые, настаивающие на своей невиновности, рассчитывают на возможность оправдания, но понятно, что их надежды — только на присяжных.
— Мы все понимаем, не строим никаких воздушных замков. Не стоит лукавить: естественно, наши подзащитные высказались за присяжных в надежде на понимание и снисхождение, — говорит адвокат Никитина Нелли Рассказова.
По оценке защитников, суд займет не менее полугода.