Они изменили мироощущение миллионов. Влияние их творчества чувствуется и сейчас, спустя почти полвека после создания группы — Pink Floyd. Нет смысла называть их музыку легендарной, культовой — это и так понятно. Это музыка вне времени и пространства, она отражает настроение Вселенной. И теперь сама Вселенная способна отражать настроение Pink Floyd: Планетарий Москвы запустил серию из трех полнокупольных шоу — The Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, The Wall, которые были созданы специально под композиции группы. Сегодня будет показано первое из них. Помните: There is no dark side in the moon, really. Matter of fact, it’s all dark — «У Луны нет никакой темной стороны, в действительности она вся темная»? Теперь эту музыку можно не только услышать, но и увидеть!
Ул. Садовая-Кудринская, 5, стр. 1. Начало в 21.15
Завтра, 26 января, на сцене РАМТа — жемчужина и флагман репертуара Молодежного театра, творческий подвиг актеров и режиссера Алексея Бородина — трилогия «Берег утопии» Тома Стоппарда. Три спектакля — «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» — это 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев — Бакунина и Белинского, Герцена и Огарева, Станкевича и Грановского, Чаадаева и Тургенева — хрестоматийные русские, ставшие у знаменитого британца живыми людьми, не идеализированными и не прилизанными. Впервые «Берег утопии» был поставлен в 2002 году Королевским национальным театром в Лондоне, позднее — еще многими труппами мира, но только РАМТ шесть лет назад решился выпустить все три спектакля одновременно: они играются в один день.
Театральная пл., 2. Начало частей постановки — в 12.00, 15.30 и 19.00
О спорт, ты — кадр!
Имя Льва Бородулина, которому в этом году исполняется 90 лет, знакомо, как говорили раньше, каждому любителю спорта. Классик спортивной фотографии, он принадлежит к поколению, прошедшему Великую Отечественную войну, как Евгений Залдей и Дмитрий Бальтерманц, но в отличие от них, снимать начал уже после войны: в 1950-е Бородулин стал спортивным фотокором «Огонька», и с тех пор спорт для него — не просто хроника стартов, побед или поражений, но прежде всего формальный поиск, резкие ракурсы, жесткие композиционные построения. Его лучшие снимки выполнены в традиции довоенной авангардной фотографии Родченко, Игнатовича и Шайхета. Именно поэтому, в отрыве от контекста тех или иных спортивных достижений, спустя годы после эпохальных побед или провалов, его фотографии захватывают зрителя. В 1972-м Бородулин уехал в Израиль, где продолжал работать фотографом, но там эмоциональное напряжение спортивных соревнований, которым славились его фотографии советского периода, постепенно уступает место размеренному жизнеописанию простых людей. Увидеть лучшие работы и метаморфозы художнических интересов Льва Бородулина можно в рамках ретроспективы, открывшейся 17 января в Мультимедиа Арт Музее.
Ул. Остоженка, 16. До 10 февраля
Готовьтесь! 27 января Светлановский зал Дома музыки вновь сотрясет самая грандиозная из музыкальных битв балканских оркестров. В прошлом году цыганско-балканские брасс-геркулесы из Румынии Fanfare Ciocarlia (читается: «Фанфаре Чокарлия») победили не менее именитых бойцов — оркестр Бобана и Марко Марковича из Сербии. В этом году на вызов румын ответила амбициозная молодежь — румынский же оркестр Mahala Rai Banda («Махала Рай банда»). Снова на сцену поднимутся две группы, чтобы решить: кто круче и горячее, кто быстрее и виртуознее, чьи соло ярче и вкуснее. И только слушателям решать, кто выйдет победителем из этой схватки. Fanfare Ciocarlia — легендарный коллектив, его музыканты — выходцы из деревень северной Румынии. Mahala Rai Banda — уроженцы цыганских селений в пригородах Бухареста. Первые играют традиционную цыганскую, еврейскую, балканскую музыку, подмешивая к этому коктейлю то джазовые стандарты, то шлягеры вроде «Чардаша» Монти, то голливудские хиты. Вторые предпочитают саунд XXI века: хотя в ансамбле есть и заслуженные «ветераны» брасс-бэндов, тон задает молодежь, сделавшая ставку на фанк и регги. Фольклор — фольклором, но то, что звучит у «Махала Рай банды», больше напоминает о городской улице, чем о деревенском празднике. Так что кто победит, предсказать невозможно, но публика однозначно оказывается в выигрыше.
Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00
Мина Агосси снова выступит в Москве с Алексеем Айги и Ансамблем 4’33’’. Первая встреча музыкантов состоялась в 2004 году, когда Мина приняла участие в записи альбома Mix и французских и российских концертах группы. Альбом стал одной из самых больших удач ансамбля и был переиздан во Франции. За прошедшие 9 лет Мина Агосси стала настоящей дивой европейского джаза, выпустила 4 альбома на культовом английском лейбле Candid, а с 2010 года сотрудничает с крупнейшей европейской фирмой грамзаписи Naпve. В Москву Мина приедет специально для подготовки нового проекта с Алексеем Айги и выступит на двух московских концертах группы в качестве гостя — 27 января в клубе «16 тонн» (ул. Пресненский Вал, 6, стр. 1) и 28 января в Центре ДОМ (Большой Овчинниковский пер., 24, стр. 4). Начало концертов в 20.00
«Я» из кризиса и демократии
Государственный центр современного искусства и Театр им. Йозефа Бойса 29 января представляют «Я» — интерактивный театральный проект, посвященный работе с конфликтами внутри нас и нашего окружения и о том, как они взаимосвязаны. Он был создан из двух… ну проектов же. Первый — «Кризис» — спектакль, который труппа театра представила в рамках 7-й Берлинской биенналле в прошлом году, — спектакль о личных кризисах, связанных, как оказалось, с глобальными проблемами. Второй — «Демократия.doc» — интерактивная игра в новый мир. Демократия — не просто тема постановки, но также и форма взаимодействия всех присутствующих в зале людей, поскольку общение зрителей организовано по демократическим правилам и процедурам.
Ул. Зоологическая, 13, стр. 2. Начало в 19.30
24 января в 19.00 в Бродильном цехе «Винзавода» проект «Территория дизайна» представит итоги всероссийского конкурса для молодых дизайнеров. Выставка «Старый объект — новое качество» соберет воедино идеи молодых промышленных дизайнеров из многих городов страны, касающиеся того, как поступать с заброшенными городскими объектами, такими как зерноприемник и бомбоубежище в Москве, литейный цех в Челябинске, комплекс завода шампанских вин «Абрау-Дюрсо», форт «Милютин» в Кронштадте, мельница в Хабаровске и многие другие.
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. До 24 февраля
На выставке «В этих строках все: и что мечталось…», которую галерея «Веллум» открывает 28 января в центре «Артефакт», будет представлено около 30 работ московского художника ХХ века Меера Аксельрода. Основной «корпус» выставленной коллекции — это произведения черно-белой графики 1920–1930-х годов, представляющие иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, Бабеля, Чехова, а также зарисовки местечек, где прошли детство и юность художника (Аксельрод родился в 1902 году в белорусском Молодечно, а с 1913 года учился в знаменитой школе И. Пэна в Витебске). Особое внимание привлекают его темперные «рассказы» о тех краях, где он побывал уже во второй половине века, прежде всего Прибалтика, увиденная «Страной из сказок братьев Гримм»: стрельчатые колонны и стремящиеся ввысь готические башни на фоне лазурных небес. Отдельное место в творчестве художника занимают женские образы — матери, бабки, соседок.
Ул. Пречистенка, 30/2. До 24 февраля
Норштейн live
Юрий Норштейн проведет 29 января, во вторник, творческий вечер в Московском еврейском общинном центре: диалоги со зрителями о творчестве и наверняка — спасибо государственному телевидению — о сегодняшней жизни, комментарии художника к своим работам, планы будущих премьер и, кто знает, может, и чай… на можжевеловых веточках. Вход — по символической цене; билеты — в комнате 202.
2-й Вышеславцев пер., 5а. Начало в 19.30
В «Фотоцентре» открылась выставка «Житие Владимира Высоцкого» — к 75-летию Артиста. Порядка сотни фотографий двух десятков авторов рассказывают о Высоцком преимущественно в жанре репортажного портрета: в театральных ролях и кинообразах, в концертных выступлениях и общении с коллегами и друзьями. Среди них 8 кадров старейшего фоторепортера «Известий» (когда она еще была газетой) Виктора Ахломова, человека-эпохи, снимавшего Ахмадуллину и Ахматову, Вознесенского и Окуджаву, Гагарина и Никулина, Чуковского и Че Гевару, а также более 20 крупноформатных работ Владимира Плотникова, который провел несколько плодотворных студийных фотосессий с Высоцким и Мариной Влади.
Гоголевский бульвар, 8. До 10 февраля
Московская гастроль Нижегородского оркестра
Среди российских оркестров Академический симфонический оркестр Нижегородской государственной филармонии под управлением Александра Скульского — один из самых известных, имеющих многолетнюю яркую историю. Достаточно сказать, что именно с этим оркестром состоялись дирижерские дебюты Дмитрия Шостаковича и Мстислава Ростроповича. Репертуарная политика филармонического оркестра практически всегда характеризовалась открытостью всему новому и нестандартному: здесь состоялись премьеры сочинений Шнитке, Сильвестрова, Щедрина. В афише оркестра бывали такие звезды, как Денис Мацуев и Наталия Гутман. А в числе постоянных и любимых в солистов — пианистка Элисо Вирсаладзе, которая примет участие в московских гастролях оркестра 30 января в Большом зале консерватории. В программе: симфония №4 Брамса, концерт для фортепиано с оркестром Грига и Румынская рапсодия №1 Энеску.
Ул. Большая Никитская, 13/6. Начало в 19.00
В объективе — р-р-рок
«Время колокольчиков» — проект о главных музыкантах ленинградской рок-сцены конца 70-х — начала 90-х, культовых событиях и «местах силы»: в Центре фотографии им. братьев Люмьер собраны работы лучших фотографов культурного андерграунда Питера и Москвы, вхожих в рок- и арт-сообщества. Они снимали фестивали Рок-клуба на Рубинштейна, 13, репетиции и записи в студии, стихийные концерты и кутежи на «флэтах» и в мастерских, посиделки в главном месте встреч рокеров Ленинграда — кафе «Сайгон». Важной частью экспозиции, которая откроется 30 января, станут редкие оригинальные афиши и плакаты, обложки пластинок, экземпляры музыкальных «зинов», материалы из частных архивов. В Белом зале Центра будет представлена не только обширная видеопрограмма, но и проект, посвященный «Аквариуму» и ее лидеру Борису Гребенщикову, в этом году отмечающему юбилей. И, наконец, готовится специальная концертная программа, которая объединит музыкальные сцены обеих столиц.
Болотная наб., 3, стр. 1. До 24 марта
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»