Сюжеты · Политика

Лозунг «Новой газеты» к маршу 13 января: Шестерка, уходи!

Государственная дума 6-го созыва, которая приняла «закон подлецов», должна быть распущена

Мария Епифанова , «Новая газета»
Фото: «Новая газета»
Дума вольна обсуждать или не обсуждать вопрос о собственном самороспуске. На этот раз МЫ обсуждаем вопрос о роспуске Думы. Мы, народ Российской Федерации, источник власти в стране. Кстати, в полном соответствии с той самой Конституцией. Эти более чем 100 тысяч подписантов — и есть народ...

Петр Саруханов — «Новая»
От редакции
**Была в иные времена такая формула — «идя навстречу пожеланиям трудящихся». Кто эти трудящиеся и как они выражают свое мнение, никто не знал.**
**В наше время процедура выборов могла бы позволить учитывать мнение граждан. Однако механизм был испорчен фальсификациями и «каруселями». Позиция народа была искажена. Логично, что теперь тот же самый народ хочет исправить чужую «ошибку».**
**«Новая газета» собрала более 100 тысяч подписей под требованием роспуска Государственной думы (ГД 6-го созыва). Вице-спикер ГД Сергей Неверов заявил, что Госдума готова рассматривать любые инициативы граждан, в том числе и эту. Правда, с учетом мнения 60 миллионов человек, ее избравших. Председатель думского Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин уточнил, что Дума не может рассматривать вопрос о своем самороспуске, поскольку это противоречит Конституции.**
**60 миллионов человек, избравших Думу, противопоставляются 100 тысячам граждан, выступивших за роспуск ГД. Примерно так же государственная пропаганда весь прошлый год противопоставляла «Уралвагонзавод» — «норковым шубам», Поклонную — Болотной.**
**Опять единый народ искусственно разделяется на «большинство» и «меньшинство».**
**Мнение «семерых смелых», вышедших на Красную площадь 25 августа 1968 года протестовать против ввода советских войск в Чехословакию, возможно, и не совпадало с позицией более 60 миллионов. И государство позицию меньшинства не учитывало. Но, как выяснилось, правда и правота были на стороне этих семерых человек. А не тех, кто шел «навстречу пожеланиям трудящихся».**
**Дума вольна обсуждать или не обсуждать вопрос о собственном самороспуске. На этот раз МЫ обсуждаем вопрос о роспуске Думы. Мы, народ Российской Федерации, источник власти в стране. Кстати, в полном соответствии с той самой Конституцией. Эти более чем 100 тысяч подписантов — и есть народ*.**
**Наше дело — предъявить позицию активной и ответственной части народа. В указе президента №601 от 7 мая сказано, что предложения граждан, собравшие 100 тысяч подписей в интернете, должны быть рассмотрены. Но теперь это дело власти решить, каким образом следует учесть мнение народа. Пожалуйста, есть механизм референдума.**
**Спросите теперь у десятков миллионов, хотят ли они ТАКУЮ Думу на самом деле!**
# * [Сбор подписей продолжается](http://www.novayagazeta.ru/inquiries/12.html)
_Редакция_
 
# Марш против «Закона подлецов»
_Гражданское общество впервые доказало: оно вполне способно самоорганизоваться даже без участия оргкомитетов, советов и прочих руководящих органов_
**К концу года большинство социологов, анализирующих оппозиционные настроения, дружно уверяли: протестная волна пошла на спад, людям стало неинтересно ходить на митинги и слушать про перевыборы. Настроение единства и общей силы, проснувшееся на Чистых прудах 5 декабря 2011-го года после выборов в Госдуму, исчезло. Все говорили: нужна новая повестка, новый стимул…**
Новую повестку неожиданно предложила сама власть — в виде «антисиротского закона», запретившего американским семьям усыновлять российских детей. Закон возмутил даже тех, кто отродясь к политике не имел отношения. Сто тысяч подписей против этого закона удалось собрать за два дня, но Госдума все равно его приняла, а следом за ней Совет Федерации и Владимир Путин.
Люди решили для начала ответить маршем. Первыми стали организовываться жители социальных сетей.
— Мы способны выйти и сказать подлецам: «Пошли вон, не используйте детей в своих аферах», — говорит Мария Орловская. — Здесь не должно быть речей, здесь не надо говорить, всё и так ясно! Мы обязаны выйти.
Многие из гражданских активистов, которые загорелись идеей марша, — люди непубличные и организацией подобных акций никогда не занимались. Екатерина Тараканова и Ольга Белкова (двое из пяти заявителей) о себе говорят так: ходили на все митинги, поддерживаем оппозицию, но организуем что-то впервые. За помощью обратились к Борису Немцову.
Остальные члены Координационного совета марш поддерживают, но от его организации остались в стороне. Правда, двое членов КС — Евгения Третьякова и Петр Царьков — вошли в число заявителей, поскольку имеют опыт переговоров с властями. Пятый заявитель — Александр Рыклин, журналист и член движения «Солидарность».
По словам Петра Царькова, переговоры с мэрией прошли без особых конфликтов: после несанкционированной акции на Лубянке 15 декабря заявители решили в любом случае добиться согласования, даже если придется пойти на компромисс.
29 декабря в мэрию было подано уведомление о проведении шествия и предложено два маршрута: от площади Белорусского вокзала до Госдумы либо от Калужской площади до Госдумы. Мэрия отказала со стандартной формулировкой: будут созданы помехи «для функционирования транспортной и социальной инфраструктуры».
Заявителям пришлось принять предложенный властями вариант шествия по знакомому уже маршруту: **сбор с 13.00 до 14.00 на Страстном бульваре** , дальше вниз по Петровскому и Рождественскому бульварам, до Тургеневской площади и по проспекту Сахарова до пересечения с Садовым кольцом. Официальное **время окончания шествия — 16.30** .
Екатерина Тараканова рассказывает: особенность этого марша — отсутствие приевшихся политических лозунгов. Зато организаторы уже подготовили портреты всех депутатов Госдумы и Совета Федерации, которые голосовали за «антисиротский закон» — чтобы поименно назвать тех, кто виноват в том, что тысячи детей останутся без приемных родителей.
— Во время шествия мы будем **собирать подписи против так называемого «закона Димы Яковлева» и за роспуск Госдумы** , — рассказал «Новой» Петр Царьков. — У рамок с металлоискателями волонтеры будут раздавать всем пришедшим бланки. В конце шествия мы установим специальные урны, куда можно будет заполненные бланки опустить. После этого мы передадим собранные подписи «Новой газете».
Напомним, на нашем сайте с 24 декабря идет сбор подписей за роспуск Госдумы. На момент подписания номера, число поддержавших эту идею составило более 110 тысяч человек. Голосование продолжится до 1 февраля.
10 января вице-спикер Госдумы Сергей Неверов пообещал, что любые обращения граждан, собравшие более 100 тысяч подписей, парламент обязан будет рассмотреть. Это значит, что новая сессия начнется для Госдумы интересно — с вопроса об отмене «антисиротского закона» (подписи, собранные «Новой», были переданы в Думу в конце декабря) и самороспуске.
 
# Комментарии 
Дмитрий БЫКОВ, поэт, журналист:
 
— Мы ищем вещи, которые бы всех нас объединяли. Их в России очень мало, и все-таки отношение к детям еще остается.
Из разных источников мы знаем, что Владимир Путин и Барак Обама обсуждали разные ответы на «акт Магнитского». Обама попросил: отвечайте только не по экономической части. Путин это якобы обещал.
И вот — ответили действительно не по экономической части. Ответили по гораздо более существенной и страшной.
У нас есть вещи важнее экономики — это дети. И если нам не безразлично, что молотит эта потерявшая контроль над собой Дума, если нам не безразлично, что мы видим в зеркале, когда просыпаемся, то нам надо выйти — посмотреть на эти приятные лица и убедиться, что апатия не съела весь мозг.
Должен сказать, что КС очень поддерживает эту инициативу. Но КС не обязан вмешиваться во все, что происходит в стране. Если в России есть какая-то оппозиция помимо него, было бы смешно, если бы КС сразу бросался: «О, оппозиция — и мы примажемся! О, все выходят — и мы выйдем!»
Если люди хотят выйти без всякого КС — это хорошо их характеризует.
 
**Владимир МИРЗОЕВ, режиссер:**
— «Закон Ирода» (он же «закон подлецов») на первый взгляд кажется иррациональным актом личной мести. Думаю, чье-то бессознательное тут наверняка замешано, но этим все не исчерпывается.
Раскол общества — начатый процессом Pussy Riot, продолженный «казачьими отрядами» на улицах Москвы, атакой на участников согласованного митинга 6 мая — продолжается. Кому нужно раскалывать россиян по линии «архаика против модерна»? Ответ очевиден. Другое дело, что средневековая тактика тиранов «разделяй и властвуй» в современном мире работает плохо, потому что люди мгновенно обмениваются важнейшей информацией, а «князья» курят в сторонке…
На марш 13 января просто нельзя не пойти. Этот марш принципиально отличается от всех акций, которые были в Москве до сих пор. Поясняю: если мы не попытаемся остановить варварский «закон подлецов», мы все станем соучастниками преступления. Дети-инвалиды в России не выживают — не тот уровень цивилизации.
 
**Михаил ЕФРЕМОВ, актер:**
— Я и головой, и душой, и чувствами — со всеми, кто выйдет 13-го на марш. Но лично пойти, к сожалению, не смогу. Трудно сказать, как это отразится на ситуации: все не так просто в России, нельзя сказать, какое событие на что повлияет.
 
МИХАИЛ ШАЦ, ЧЛЕН КС:
— От марша я ничего не жду. Это просто возможность высказать свою позицию в отношении так называемого «закона Димы Яковлева». То, что КС не принимает в организации активное участие, не означает, что мы его не поддерживаем. Когда речь шла о технических моментах, мы решили, что 13 января — дата не очень удобная: многие еще не вернутся в Москву после праздников. Так что лично я могу не одобрять технические моменты (та же дата), но цель и задачи этого марша я полностью поддерживаю.
 
ЛИЯ АХЕДЖАКОВА, АКТРИСА:
— Идти надо однозначно. Но это не поможет – уже точно ничто нам не поможет. Уже приготовлено кладбище для этих сирот. Мы попались, попалась вся страна. Но выражать свое мнение надо и надо, чтоб выражали миллионы. Надо по списку всю интеллигенцию, всех жителей России опросить. Это история, которая опозорила нашу страну и лишила счастья самых несчастных, самых незащищенных.
 
ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА, АКТРИСА:
— Я не ходила ни на один марш, потому что давно поняла, что людям, которые почему-то руководят этой страной, наплевать на мнение граждан — они руководствуются какими-то животными инстиктами. Но сейчас я, пожалуй, выйду, потому что то, что произошло, — уже за гранью. Нормальный человек не может перенести издевательств над детьми.
Мне безумно жалко детей, особенно тех, кому уже были найдены приемные родители. Я возмущена позицией государственных СМИ, которые дезинформируют население, — у них просто нет ничего святого.
А этот так называемый орган, принявший закон, — сборище нелюдей. Я не понимаю, как возможно было принять такое. Думаю, что если у власти и будет какая-то реакция на марш, то только репрессивная.