Сюжеты · Политика

Есть ли мораль в хаосе. Открытое письмо председателю КС

Открытое письмо Михаила Горбачева председателю Конституционного суда Валерию Зорькину

Михаил Горбачев , первый президент СССР

В конце ноября в «Независимой газете» была опубликована статья политолога Леона Арона «Самоограничение власти». Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин отреагировал на эту публикацию, разместив почему-то не в «НГ», а в «Российской газете» ответную статью «В хаосе нет морали», где подверг резкой критике горбачевскую перестройку. Свою точку зрения на оба материала Михаил Горбачев изложил в открытом письме на имя председателя Конституционного суда РФ.

Председателю Конституционного суда

Российской Федерации

В.Д.Зорькину

Уважаемый Валерий Дмитриевич!

Ваша статья «В хаосе нет морали», опубликованная в «Российской газете» (11.12.12), попалась мне на глаза с некоторым опозданием. Не скрою, многое в тексте удивило меня именно потому, что он принадлежит председателю Конституционного суда России и представлен в нашей правительственной газете.

Полемизируя с весьма субъективными суждениями американского политолога Л.Арона «о моральном и личностном выборе при построении российского государства» («Независимая газета» от 28.11.12), Вы абсолютно безосновательно, вопреки общеизвестным историческим фактам приписываете горбачевской перестройке отсутствие позитивного морального содержания. И «инкриминируете» ее как «смуту». Как хаос, в котором нет морали.

Словно не было первых за многие десятилетия истории России свободных альтернативных выборов в 1989 и 1990 годах. Не было гласности, позволившей людям свободно говорить то, что они думают?

Не открывался гражданам широкий доступ к информации, ко всему богатству российской и мировой литературы? Будто не появилась свобода выезда и возвращения граждан на Родину? А закон о свободе совести и религиозных организаций, возвращение храмов верующим? А открытое и широкое празднование 1000-летия Крещения Руси? Почему Вы забыли о восстановлении приостановленной реабилитации жертв сталинских репрессий, об освобождении политических заключенных? Не говоря уже о прекращении холодной войны и реальных шагах к устранению опасности ядерной войны, сокращению вооружений. Вы не видите во всем этом «позитивного морального содержания»?

Я хорошо представляю, кому на руку были и возрождаются сейчас антиперестроечные призывы и команды. Но не думал, однако, что автор Вашего уровня, разнося в пух и прах тех, кто «восхваляет» горбачевскую перестройку напрямую, буквально через запятую станет сопрягать ее с преступлениями и бедами 90-х годов и новой «перестроечной смутой», которая якобы имеет целью «усугубить деградацию общества».

Очень странно звучат в Вашей статье, например, следующие пассажи. «Разве не очевидно, – пишете Вы, – что восхваление и оправдание нашей перестройки и расстрела Ельциным собственного парламента адресует не к прошлому, а к будущему? Что так моделируется – именно моделируется – новая волна абсолютного морального негативизма к тому, что происходит сейчас и что эту волну абсолютного морального негативизма многие уже называют «перестройкой-2». Поскольку все эти беды, судя по Вашей статье, восхваляет и одобряет Л.Арон, получается, что он и ему подобные навлекают хаос, аморализм и смуту на нас и сейчас. Так и хочется кричать «караул!» и сооружать новый железный занавес. Но я, однако, убежден, что сейчас гораздо перспективнее очищать и обновлять нашу власть, как об этом было сказано недавно с самой высокой кремлевской трибуны.

Перестроечные настроения и движения возникают не столько по воле «смутьянов», сколько в результате отставания политической системы и правящей элиты от запросов общественного развития, от роста гражданского сознания населения. Не видеть закономерного назревания гражданского протеста в условиях застоя, сводить дело к моральной и правовой «неполноценности» лидеров «требовательных сограждан» – это опасная близорукость и глубокая ошибка. И тогда нам действительно ждать драматических потрясений и революций.

Что же касается оценок горбачевской перестройки в Вашей статье о хаосе, в котором нет морали, то объективности ради я позволю себе привести иные данные и признания. Их источник – правительственная телеграмма в мой адрес. Вот текст:

«Уважаемый Михаил Сергеевич!

Примите сердечные поздравления с 75-летием. Всем известно, как много усилий Вы приложили для того, чтобы наша страна сделала исторический поворот в сторону демократических реформ, возникновения гражданского общества, построения правового государства.

От всей души желаю Вам доброго здоровья, неиссякаемого оптимизма и веры в будущее. Успехов во всех делах, счастья и благополучия Вам и Вашим близким.

Председатель Конституционного суда Российской Федерации

В.Д.Зорькин

02.03.2006»

Что же побудило Вас так резко, диаметрально изменить свои суждения и оценки? Может быть, то, что в последние годы я стал выступать с критикой правящей партии, которая воплощает в себе худшие бюрократические черты КПСС, превратилась в механизм сохранения монополии на власть, в машину бездумного штампования любых спущенных сверху решений и команд.

Уважаемый Валерий Дмитриевич! Ваша Честь!

Поверьте, все вышеизложенное мною написано исключительно ради правды и справедливости. Ничего личного. Зла и обид не держу. Желаю Вам здоровья. Светлых праздников Нового года и Рождества Христова.