Для меня поразительно, что такой сложный и болезненный вопрос, как усыновление детей-сирот в России и за рубежом, может решаться не путем долгого, тщательного, детального обсуждения, а вот так — одной поправкой в политический закон, который вообще не про то. И это не эмоционально-обывательский всплеск досужих эмоций, здесь все-таки речь идет о людях, которые пишут и принимают законы страны. Куда менее важные вопросы выносятся на публичное обсуждение, проводятся долгие слушания, круглые столы, заседания комиссий. А тут все в пожарном порядке. Но нельзя решать вопросы, касающиеся детей, походя, тем более детей-сирот. Их жизнь, здоровье, будущее заслуживают гораздо более тщательного, внимательного, пристрастного и одновременно объективного обсуждения.
Законопроекты бывают разные — и более циничные, и более безумные, мало ли что взбредет в голову депутату, никогда раньше проблемой не занимавшемуся. Но поражает то, что поправка поддержана практически единогласно. Это шоковая ситуация.
Конечно, зарубежное усыновление наших сирот ничего хорошего о нашей стране не говорит. Такая ситуация свойственна странам третьего мира. Но не потому, что в Европе или США есть законы, запрещающие отдавать иностранцам детей. А потому, что там гораздо меньше сирот (хотя они есть в любой стране), и там есть достаточное количество семей, которые готовы взять детей, оставшихся без попечения родителей. Причем если у нас это зачастую похоже на «магазин на диване», когда потенциальные приемные родители выбирают, то там чаще наоборот: есть ребенок, которого надо устроить, и для него подбирают семью, которая ему больше подойдет.
Конечно, хотелось бы, чтобы было больше усыновителей и приемных семей и у нас, в России. Но этому никак не помогут запреты. Нет конкуренции между иностранцами и нашими усыновителями. Россияне и без того имеют абсолютный приоритет.
И не нужно строить новую Берлинскую стену. Нужна серьезная программа «Россия — без сирот», из сиротских учреждений надо передавать в семьи, и если российских замещающих семей будет достаточно — не нужно будет принимать никаких запрещающих законов. Это цивилизованный путь. Но пока, к сожалению, у нас слишком много сирот для цивилизованного государства, и что особенно страшно, это сироты при живых родителях — больше 90% социальных сирот. Можно много говорить про рост благосостояния и прочее, но число сирот — это самый реальный показатель неблагополучия страны. Неблагополучия не только и не столько даже экономического, сколько морального, а это ещё хуже.
Зарубежное усыновление окутано мифами. Неправда, например, что зарубежные усыновители берут только больных детей. Таких в зарубежном усыновлении не больше 10%. Но и на том спасибо. Наши усыновители берут детей с инвалидностью реже. Неправда и то, что за рубеж отдают легко, а нашим усыновить труднее.
После того, как ребенок отдан на усыновление, государство должно и дальше нести за него ответственность, где бы он ни оказался — в России, за рубежом. Нужен не только контроль, нужна помощь и профессиональное сопровождение.
А если нарушаются права ребенка, надо защищать его — все равно где — в Америке или дома, в России. А жестокости и насилия и у нас много.
Может, хоть сейчас люди, оскорбленные таким лихорадочным решением, осмыслят, что с нами происходит. Может быть, это породит волну: с одной стороны — что-то начнут делать власти, а с другой — еще раз подумают о своих возможностях семьи?
Число сирот в нашей стране — это национальный позор. При таких цифрах никто не поверит, что мы европейское цивилизованное государство. Но «Россия без сирот» — непростая задача. Мало просто выделить деньги. Надо быть очень осторожными. Даже большие финансовые выплаты, стимулирующие взять ребенка, — палка о двух концах. Когда появляется корысть, детей снова может ждать беда. Во время кризиса 2008 года в нескольких регионах снизили пособия на ребенка для приемных семей, и от детей стали отказываться, возвращать их в детские дома. Но второй раз оказаться брошенным, отвергнутым близкими людьми — непосильная психологическая травма для ребенка. Нужен более тонкий и точный механизм.
Нужно решать и проблемы добросовестных работников детских домов, которые остаются без работы, если учреждение закрывается. Возможно, они смогут найти себя как замещающие родители, может быть, как специалисты, которые заняты сопровождением приемных семей. Задач много. Как раз ими и должны заниматься законодатели — законами по профилактике сиротства и стимулированию устройства в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Но вместо этого, как видим, принимаются совсем другие законы.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»