Именно под таким девизом 11 декабря в Москве в областном Доме искусств прошел вечер памяти павших в боевых действиях на Северном Кавказе
11 декабря 1994 года — начало первой чеченской кампании. Всего на Северном Кавказе погибло 18 тысяч военнослужащих. Из них 15 тысяч — в Чечне, 2 тысячи 300 человек — в Дагестане, около 700 человек — в Северной Осетии, Ингушетии и Кабардино-Балкарии, и 74 солдата и офицера — во время трехдневных боевых действий в августе 2008 года в Южной Осетии. Эти цифры были названы на вечере памяти, но в них не учитывались те, кто умер в госпиталях и дома от ран, полученных на войне.
А мирные жители Чечни? Никто эти потери не считал. Об этом тоже было сказано на вечере.
Я не видел среди собравшихся современных и бывших политиков, кроме Геннадия Селезнева. Сегодня он является председателем совета директоров Московского областного банка. Сейчас, как и прежде, когда он был председателем Государственной думы, Г. Селезнев старается, чем может, помочь матерям погибших и без вести пропавших солдат, никак не афишируя это.
А военное руководство? На вечере был заместитель главнокомандующего внутренними войсками. Новое руководство Министерства обороны тоже откликнулось: были зачитаны приветствия двух первых заместителей министра, генерал-полковников Валерия Герасимова и Аркадия Бахина. Оба они участвовали в двух чеченских кампаниях. Нынешний начальник Генерального штаба генерал-полковник Валерий Герасимов, будучи заместителем командующего 58-й армии, был одним из главных инициаторов возбуждения уголовного дела в отношении командира танкового полка полковника Буданова. А генерал-полковник Аркадий Бахин, который, как мне сказали, написал свое приветствие сам, подчеркнул в нем, что во время первой кампании в Чечне был командиром мотострелковой бригады, а во время второй — командовал группировкой войск.
Но инициатива проведения вечера памяти принадлежит все-таки не военным.
В 1997 году 11 декабря первый такой вечер был организован военным журналистом и режиссером Сергеем Говорухиным при непосредственном участии Юрия Шевчука. 2 февраля 1995 года в Грозном во время проведения съемки Сергей был тяжело ранен, результатом чего была ампутация ноги. Но, став инвалидом, Сергей не перестал работать. Его первый документально-публицистический фильм (1997 г.) назывался «Проклятые и забытые». Это фильм о солдатах, которые погибли или пропали без вести во время первой чеченской кампании. Они были «прокляты и забыты» прежде всего политиками, которые их туда посылали. С 1997 года вечера памяти погибших в горячих точках Сергей Говорухин проводил ежегодно.
А когда в октябре прошлого года его не стало, знамя памяти погибших, поднятое Сергеем, подхватили его друзья: полковник Виталий Бенчарский и Константин Кавыршин. Именно они были главными организаторами последнего такого вечера, состоявшегося в Московском областном Доме искусств 11 декабря 2012 года. Почему именно там? Потому что руководство Дома искусств ограничилось по сравнению с другими подобными заведениями минимальной арендной платой. Поддержали и друзья Сергея Говорухина, Юрий Шевчук, которого принимали «на бис», заполнил своими прекрасными песнями большую часть концерта. Причем, как и всегда, делал это абсолютно бесплатно, как и известный актер Сергей Маховиков.
Но, пожалуй, не меньше, чем профессиональных артистов, зал приветствовал Татьяну Босько, которая спела любимую песню своего сына — солдата Семена Босько, погибшего летом этого года во время контртеррористической операции в Каякентском районе Дагестана. Прошло полгода с момента его героической гибели, но почему-то его не наградили даже посмертно. А ведь это было бы признанием его заслуг перед Родиной. Хотя… Что матери эта награда, когда нет сына?..
Именно во имя памяти и признания заслуг бывший командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Сергей Макаров подписал погибшему в бою рядовому Семену Босько общественную награду. Ее под аплодисменты вставшего зала вручили матери.
Надо сказать, что генерал-полковник Сергей Афанасьевич Макаров сам мужественно прошел через 1-ю и 2-ю чеченские кампании и… оказался не нужен прежнему руководству Минобороны.
География присутствующих на вечере памяти была обширна. Здесь были люди из различных уголков России и даже ближнего зарубежья. Кроме Москвы и Подмосковья бывшие офицеры и солдаты представляли Казань, Нижний Тагил, Нижневартовск, Новочеркасск, Пензу, Петрозаводск, Ростов, Самару, Саратов, Уссурийск, Энгельс и даже украинский Херсон.
А какие люди! Многих я знаю уже больше десяти лет. Правда, с некоторыми не виделся аж с первой чеченской…
Полковник Василий Донцов в течение полугода (в 1995—1996 гг.) исполнял обязанности заместителя командующего объединенной группировкой в Чечне по воспитательной работе. Ночевал все это время в своем рабочем кабинете, где всегда была койка и для коллег по службе. Я нередко этим пользовался. За все время нашего общения я ни разу не слышал, чтобы он повысил голос на подчиненного. После Чечни полковник Донцов был заместителем командира 22-й бригады ГРУ. Сейчас ему 59 лет, и он — начальник кадетского корпуса в Ростовской области. Среди его нынешних воспитанников есть и дети-сироты, которым Василий Александрович заменяет отца. Я без страха отдал бы в его кадетский корпус и своего сына.
Евгений Ляпин. Об этом человеке нужно писать книгу, и должен это сделать талантливый писатель. А еще хорошо бы снять фильм…
В 1980 году 22-летний лейтенант, выпускник Коломенского артиллерийского училища, был тяжело ранен в Афганистане. Ему ампутировали обе ноги. Женя сделал себя сам. Безногий инвалид 1-й группы, он не впал в уныние. Поступил и прекрасно окончил университет, потом аспирантуру. Многие годы работает в секретариате Совета безопасности России. Несколько лет назад в семье Ляпиных случилось несчастье — неожиданно умер 18-летний сын, надежда семьи. Горе было безутешным… А потом родился мальчик. Сейчас он уже школьник. Не только родители, но все мы, Женины друзья, души в нем не чаем.
Полковник Рустем Клуппов. Начинал 1-ю чеченскую командиром разведроты знаменитой 131-й майкопской бригады. Участвовал в январском 1995 года штурме Грозного. Неоднократно был контужен и ранен. Воевал геройски и весело, и всегда бережно относился к людям: как к своим подчиненным, так и к местному мирному населению. В 1996 году ему за мужество и героизм присвоили звание Героя России. Рустем Клуппов окончил общевойсковую академию, затем академию Генерального штаба. В должности начальника разведки Сухопутных войск ВС России участвовал в боевых действиях в Южной Осетии в августе 2008 года. Потом была командировка в одну из арабских стран. Впоследствии и он оказался не нужен старому руководству Министерства обороны. Сейчас — за штатом. Герою России, прошедшему все горячие точки от Афганистана до Южной Осетии, похоже, не могут найти достойного места в наших Вооруженных силах.
Не могу не сказать о главном организаторе вечера памяти полковнике запаса Виталии Бенчарском. Он был правой рукой Сергея Говорухина последние 12 лет. И сейчас основные организационные хлопоты он взял на себя, несмотря на недавний инфаркт.
…Вспоминаю 15 марта 1996 года. В этот день на Ханкале мы, близкие друзья Виталия, отмечали его 45-летие, а на глазах юбиляра были слезы. Виталий Иванович Бенчарский возглавлял тогда в Чечне группу по розыску без вести пропавших. Именно в этот день неимоверными усилиями ему удалось освободить двух военнослужащих. Его в надежде, что дойдет черед и до их сыновей, окружали матери без вести пропавших солдат и офицеров. И слезы Бенчарского были от того, что он знал: большинству из этих матерей он никогда не поможет, потому что их детей нет в живых.
Не было на вечере памяти с нами двух прекрасных офицеров: Эльбруса Фидарова и Исы Сургуева. Полковник медицинской службы Эльбрус Фидаров теперь в запасе. За его плечами Афганистан и Чечня. Сейчас он возглавляет медицинское управление мэрии г. Владикавказа. В 1996 году он был начальником хирургического отделения госпиталя на Ханкале. Я не знаю, когда у него было время на отдых. Он делал одну операцию за другой, возвращая раненых бойцов с того света, и… принимал роды у чеченских женщин.
Полковник Иса Сургуев сейчас возглавляет одну из структур МВД в Грозном, которая подчинена Северо-Кавказскому управлению, расположенному в Пятигорске. С Исой мы знакомы с 1997 года, когда вместе занимались работой по поиску и освобождению заложников. Он тогда работал в Москве в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью. Один случай особенно запал в мое сердце. Это было в 1999 году. Иса, имея большую семью, в которой были пятеро детей и двое внуков, которые жили с ними, снимал маленькую квартирку в Москве. Считал, что называется, копейки, чтобы платить за жилье и кормить огромную семью. А в Грозном его дом был полностью разрушен, да и сам город был тогда под боевиками. И вот один из начальников УБОПа поставил полковнику Сургуеву задачу… подбросить пистолет официальному представителю президента Ичкерии в Москве. Иса отказался делать подлость. И еще долго его семья не имела своей квартиры.
Саша Бутузов. В феврале 1995 года 19-летний рядовой Александр Бутузов получил тяжелое ранение в Грозном. То есть в то же время, что и Сергей Говорухин. И, как и Сергею, ему была ампутирована нога. В 19 лет остаться безногим инвалидом просто страшно, тем более если ты из глухой деревни в Пензенской области. В 2000 году тогдашний мэр Пензы Александр Калашников сжалился над инвалидом, занимающимся в Пензе извозом на подаренных государством «Жигулях» и живущим где придется. Он выдал Саше ордер на малогабаритную однокомнатную квартиру с комнатой в 12 м² в доме для ветеранов Великой Отечественной войны. Но это жилье относится к категории специализированного фонда, и по закону прописывать туда никого больше нельзя, даже жену и детей. Однако сегодня Александру Бутузову уже не 19, как в феврале 1995-го, а 37 лет. У него есть жена Ольга, четырехлетний сын и двухлетняя дочка. Детей все-таки прописали после обращения в прокуратуру, иначе и детского питания на них не получить. А вот жену, несмотря на все обращения, вплоть до администрации президента России, так и не прописывают. Не положено по закону. Так дайте же инвалиду, который вас защищал, нормальную квартиру, где жен и детей прописывают! На льготной очереди после 17-летнего стояния Саша четырехтысячный. Ему за 5 жизней квартиру не получить, если в прошлом году получил жилье инвалид Афганистана, который встал на очередь в 1986 году. (Я писал об Александре Бутузове, потерявшем ногу на войне в Чечне, в № 19 «Новой газеты» от 22 февраля этого года. Материал так и назывался: «Четырехтысячный».) По требованию администрации президента России Сашу принял заместитель губернатора Пензенской области (хотя должен был принять сам губернатор) и сказал: «Ты не самый нуждающийся».
В гололед на машине с ножным управлением Саша приехал к нам в «Новую». Я отвел его на вечер памяти. Тогда, в феврале 1995 года, он прослужил меньше месяца в Чечне и никого из однополчан не помнит и не знает.
А на следующий день Сашу снова приняли в администрации президента России. Говорил с ним господин Козыренко Александр Алексеевич и пообещал запросить документы и во всем разобраться. Будем ждать.
27-летний Александр Киселев из деревни Чертановка Кузоватовского района Ульяновской области целых 9 лет ждал, чтобы получить удостоверение «Ветерана боевых действий». В № 97 «Новой газеты» в материале «В списках не значится» я писал, что 8 декабря 2003 года 19-летний рядовой-срочник Александр Киселев в результате подрыва на фугасе получил ранение и остался без глаза. Было это под селением Борзой Шатойского района Чечни. Когда после лечения в пяти (!) госпиталях 19-летний инвалид вернулся домой, некоторые сельчане заподозрили, что он остался без глаза не в результате боя и подрыва на фугасе, а в пьяной драке. Целых 9 лет Саша Киселев доказывал и в судах, и в военкоматах, и в управлении социальной защиты, что он остался без глаза в результате участия в боевых действиях в Чечне. А от него требовали необходимый приказ командира. Но был ли этот приказ, никто не знает, и части той (291-й полк, 42-я дивизия в/ч 44822) давно не существует. Как в интермедии Аркадия Райкина: «Дайте нам справку о том, что вам нужна справка». И вот после статьи в «Новой» мы получили ответ из Главной военной прокуратуры, отправленный нам 11.10.2012 за № 1у2-474/788, в котором было сказано: «Установлено, что, действительно, бывший военнослужащий Александр Киселев имеет право на получение удостоверения «Ветерана боевых действий». По требованию военной прокуратуры 2 октября 2012 года Киселеву такое удостоверение оформлено. В настоящее время ему оказывается помощь в получении предусмотренных законодательством денежных выплат, предоставлении иных мер социальной поддержки ветеранов».
Так что Память у нас есть, просто ее будить порой надо. …9 лет, 17… Надо только дожить. Просто, как девиз вечера памяти: «Помни нас, Россия!..»
P.S. Просьба к приемной администрации президента России: решите вопрос о жилье для семьи инвалида Чечни Александра Бутузова сами, но не спускайте дело руководству Пензенской области. Там просто «умывают руки».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»