Лекция звезды урбанистики в Политехническом музее. Институт «Стрелка» в рамках культурной программы II Московского международного урбанистического форума организовал лекцию «Города: окно в большие социальные и экономические реалии» известного американского социолога и экономиста Саскии Сассен.
Институт «Стрелка» в рамках культурной программы II Московского международного урбанистического форума организовал лекцию «Города: окно в большие социальные и экономические реалии» известного американского социолога и экономиста Саскии Сассен. Именно Сассен ввела в обиход понятие «глобальный город» — global city. Глобальный город возвращает свободу потенциальным творцам социально-политического процесса, дает возможность сформироваться новой политической субъективности и ставит вопрос: какой структуре или социальной группе определять политическое будущее?
…Каждый крупный город развивается на множестве уровней. Первый шаг любого участника и создателя городского пространства — анализ этих многочисленных уровней и их скоростей, чтобы в итоге увязать все парадигмы города в единой концепции. Сан-Пауло, Мумбаи, Дели — анархические, экстремальные города: слишком много людей, экономик, религий. Азарт урбаниста в том, что они неуправляемы: это эвристические модели города, пазл процессов в которых все время, как в калейдоскопе, по-разному складывается и видоизменяется.
Для научного анализа города важен метод, в рамках которого должно быть найдено пространство свободы. Метод — это дисциплина, он рассказывает, что можно делать, а что нет. Моя аналитическая тактика заключается в том, что внутри метода я двигаюсь, как хочу, дестабилизирую свободные значения и делаю это очень активно. Чем больше вы видите деталей в пятне света под фонарем, тем меньше различаете находящееся в тени. Создав понятие глобального города, я сфокусировала внимание на элементах, находящихся в темноте, вокруг пятна света от фонаря.
Пример: в США иммиграция — серьезная проблема, и она усугубляется. В класс иммигрантов входят не только низкоквалифицированные и сезонные рабочие, но и новый транснациональный класс профессионалов, иммигранты по бизнес-визе, работники сферы хай-тек, получатели грин-карты. Перечисление зарабатываемых ими денег из страны в страну — большая сфера услуг. Принято думать, что из США деньги отправляются на Филиппины, в Мексику, Доминикану. Это правда, но я поставила вопрос чуть иначе: какие страны — основные получатели денег? И получилось, что первая пятерка получателей — страны богатые, со своей развитой экономикой. Однако жители этих стран ездят на заработки в США. Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Китай. Так я дестабилизировала стабильное значение списка стран — получателей переводов от работников-иммигрантов. Потому что в спектр анализа была введена новая характеристика очень разного круга рабочих мест, которая поменяла ответ на вопрос, поменяла взгляд на явление иммиграции и городскую среду как следствие.
В 19 лет я уехала из Рима в США с 50 долларами в кармане. Была нелегальным иммигрантом, уборщицей. Все женщины нашей команды, в основном из стран Латинской Америки, знали, что это лишь этап нашей жизни. Пространство города дает возможность — двигаться по социальной лестнице. В понятии стабильных значений много конфликтных моментов, идеологической борьбы, но ирония в том, что структурная аппроксимация приближения меняет восприятие. Наш взгляд находится на горизонтальном уровне, а нам надо стремиться сделать его вертикальным.
Город — точка пересечения различных систем. Его потенциал во многом позитивен, несмотря на большое количество, например, экологических проблем. Связь города с биосферой очень активна и в основном разрушительна. Задача сегодняшнего дня и будущего — перекодировать эти связи. Комплексное решение уборки и ликвидации мусора необходимо, но недостаточно — и поэтому каждый район и каждая группа людей города важны. И важно здесь не только, как и о чем общаются между собой мэры городов: их диалог сводится в основном к торговле квотами на выбросы. В большей степени важно, как горожане на своих уровнях общаются друг с другом. Экология города в большой степени в этом.
Сделаны открытия по бактериям. Так, открыта бактерия, живущая в цементе, — она выделяет кальций, который помогает остановить выделение парниковых газов и очищает воздух. Открыта бактерия, которая в соответствующей среде производит молекулы пластика, разлагающегося в природе значительно быстрее известного нам синтетического пластика. Изучая такие открытия, легче перекодировать негативные связи в конструктивные.
Города создают новые пространства, и специализация городов — вот что на самом деле важно. Известно, что глобализация приносит стандарты. Но уже сегодня здания из стекла и бетона — это не только офисы, но и инфраструктурные здания. Идеальный пример инфраструктуры — железная дорога. По рельсам можно перевозить яды, бомбы, а можно детей. Вопрос — как инфраструктура используется. Если мы отойдем на шаг, мы придумаем, как использовать ее оптимально.
Финансовые центры Гонконга, Шанхая, Чикаго, Нью-Йорка на непросвещенный взгляд выглядят как конкурирующие между собой. Но это обманчиво, так как они занимаются разными финансами и поэтому у них разные инфраструктуры. Глобализация гомогенизирует все? Давайте усомнимся. И тогда мы увидим, что города друг с другом не конкурируют, что и для внешне похожего важна специализация, она есть, и это — щедрый путь развития.
Крупные фирмы заинтересованы в продажах умных сложных систем, обслуживающих города. Такие системы дают впечатление открытых интеллектуальных источников — такими системами занимается, например, CISCO. Чем больше город использует эти закрытые умные системы, тем быстрее город устаревает вместе с быстроустаревающими технологиями. А у городов по их природе гораздо более долгая жизнь, чем у самой умной технологии. Важно использовать больше открытых эффективных источников. Город сам расскажет, что будет в нем работать, а что нет.
Мой проект, в котором я исследовала политические демонстрации и гражданскую активность на улицах городов мира в 2011 году, называется globalstreet, глобальная улица. Это синтез древних военных стратегий использования городского пространства, архитектуры зданий и возможности новых медиа в диалоге власти и людей, в создании нового пазла больших городов, в которых обычные граждане, не являясь губернатором и крупной фирмой, могут менять городское пространство. Идея проектов Occupy— в использовании социального потенциала, но и политики на примере этих проектов видят, что их голоса слышны.
Саския Сассен о феномене глобальной улицы:
http://www.possible-futures.org/2011/11/22/the-global-street-comes-to-wall-street/
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»