Общественные экологические организации, WWF России заявили об опасностях, вызванных строительством китайским ООО «Лунсин» в Туве, в истоках одной из величайших рек мира горно-обогатительного комбината (ГОКа). Его работа чревата риском масштабного отравления Енисея и, соответственно, большими проблемами для Тувы, Хакасии, Красноярского края
Общественные экологические организации, WWF России заявили об опасностях, вызванных строительством китайским ООО «Лунсин» в Туве, в истоках одной из величайших рек мира горно-обогатительного комбината (ГОКа). Его работа чревата риском масштабного отравления Енисея и, соответственно, большими проблемами для Тувы, Хакасии, Красноярского края.
Российские в проекте — только недра, всё остальное — китайское; силами китайцев в основном ведется и строительство. В 90-х именно на таких условиях китайцы предлагали сотрудничество многим азиатским регионам России, но, например, в Красноярском крае тогда поостереглись становиться сырьевым донором КНР. Однако властям Тувы предъявлять претензии проблематично: китайцы им обещают дать то, до чего у российского государства и бизнеса руки уже много лет не доходят, в частности, уверенное энергообеспечение. И железная дорога, вероятно, в Туву придет из Китая быстрее, чем из России: финансирование строительства ветки Курагино — Кызыл, первый костыль в которую вбил Путин, приостановлено.
Ведущий эксперт по таким «пограничным» китайско-российским бизнесам, координатор организации «Реки без границ» Евгений Симонов сказал «Новой газете», что схема, реализуемая «Лунсином», — обычная для китайских ресурсодобывающих компаний:
— Выгоды в этом для нашей страны практически никакой, ибо цена лицензий и выплата пошлин редко покрывают существенные социально-экологические издержки. Zijin Mining Group, чьей «дочкой» является ООО «Лунсин», известна крупными отравлениями местного населения и конфликтами как в Китае, так и за рубежом. Сначала уничтожается все живое вокруг в ходе создания шахты, растет конкуренция с местным сообществом, а уж потом на этапе развитого производства можно ожидать масштабного загрязнения и риска катастрофических залповых сбросов.
Тоджа, куда пришел китайский сырьевой бизнес, — это не просто одно из красивейших мест в Сибири, да и на всей планете, это был огромный оазис доселе нетронутой природы. Индустриальная цивилизация сюда добралась только сейчас. И беда в том, что забота об экологической нетронутости в нищей Туве выглядит непозволительной роскошью (хотя именно с ней, казалось бы, и стоит связывать перспективы региона). А главная беда этого конкретного проекта в том, что полиметаллические руды, интересующие китайцев, залегают на берегу реки Ак-Хема, одного из притоков Большого Енисея (Бий-Хема), который, встречаясь у Кызыла с Каа-Хемом, образуют собственно Енисей. И еще над этими рудами растут кедровые леса. Проектная строительная площадь — 480,9 га. Сотни гектаров кедрача уже уничтожены, в образовавшейся плешине вырыт карьер.
Особенно негативно горная выработка открытого типа сказывается на состоянии гидросферы, и это относится не только к водным объектам поблизости от карьера, но и к удаленным на расстояния до нескольких десятков километров. Понижение уровня подземных вод приводит к уменьшению подземного стока в реки и водоемы. Процессы обогащения руд связаны с потреблением больших объемов воды, а избыток технологических вод часто без очистки сбрасывается в открытые водоемы.
Проектом ГОКа предусмотрено сооружение полигона для хранения твердых бытовых отходов и очистных сооружений для очистки стоков и дренажных вод полигона. Но пока, по данным WWF России, мусор (строительный, промышленный и бытовой) лишь закапывают, а очистных сооружений до сих пор нет. По планам «Лунсина», ГОК заработает уже следующим летом, и, как опасаются экологи, всё может закончиться тем, что после его запуска в Ак-Хем будут ежегодно сбрасываться 183 тысячи тонн неочищенных стоков.
Меж тем замдиректора «Лунсина» Александр Русанов заявил, что на всех жилых комплексах очистные уже установлены, а площади вырубки установил не инвестор, а проектный институт (технический проект освоения Кызыл-Таштыга в 2006 году выполнило красноярское АО «СибцветметНИИпроект», в 2008-м он прошел госэкспертизу). Также, по словам Русанова, строительство контролирует Ростехнадзор.
Прокуратура Тувы не раз заводила административные дела: о нарушении санэпидемиологических норм, законодательства о труде и об охране труда, о пользовании недрами с нарушением условий лицензии, самовольном занятии водного объекта, нарушении правил пользования лесами и несоблюдении правил санитарной безопасности в лесах, санэпидемиологических требований при обращении с отходами и т.д. Однако штрафы, конечно, невелики: в сумме 640 тысяч рублей. Для китайцев это «ни о чем».
На днях глава Тувы Шолбан Кара-оол поручил избранным 14 октября депутатам Тоджинского кожууна создать группу общественного контроля за деятельностью «Лунсина» и взять площадку под жесткий надзор. Когда Кара-оол пришел в Туве к власти, лицензия уже была «Лунсину» выдана, однако в 2009-м правительство и «Лунсин» договорились о государственно-частном партнерстве, согласно которому китайская сторона обязалась предоставлять половину рабочих мест жителям Тувы и участвовать в финансировании инфраструктурных и социально значимых объектов. И республиканские власти утверждают, что контролируют ход работ и на все их требования и просьбы китайская сторона идет навстречу.
Минэкономики Тувы на официальном сайте подробно информирует о том, что даст проект. Так, в целом от китайцев ожидают, что они создадут 774 рабочих места, а налогов после выхода ГОКа на проектную мощность будут платить не менее 1 млрд. А пока «по состоянию на 1.07.2012 в бюджет Республики Тыва перечислено налогов — 56 тысяч рублей».
В Минэкономики Тувы подробно перечисляют траты и благодеяния «Лунсина», его матпомощь жителям и властям Тувы. Например. Помогли китайцы приобрести тумбочки, холодильник и компьютер ДЮСШ. А детям малоимущих купили канцелярские принадлежности и новогодние подарки. 20 тысяч дали ребенку-инвалиду Донгаку Онзагаю и 30 тысяч — «на организацию мероприятий партийных проектов, проводимых под эгидой «Единой России». Всего за прошлый год матпомощь оказана на 787 тысяч рублей.
Однако не отделаться от впечатления, что читаешь отчеты из 50-х, а то и 30-х годов прошлого века. Расходов по экологическим статьям — кот наплакал. Сказано, что на полигоне твердых бытовых отходов закончены работы по укладке геоткани и геомембраны. И всё.
Алексей Книжников, координатор программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России:
— «Лунсин» получит свои гигантские прибыли, промышленность КНР — необходимый ей металл, а России, похоже, достанется только плата за аренду месторождения и огромный ущерб в виде загрязненного стоками Енисея, вырубленной кедровой тайги, уродливых карьеров и уничтоженных экосистем.
Пока в Тоджинском кожууне проживает 6 тысяч человек. Владимир Белоголовов, ученый-геолог, замдиректора Бурятского регионального объединения в защиту Байкала, говорит об угрозе исчезновения малочисленной народности из-за процессов смешения. Действительно, из-за притока китайцев с хорошими заработками (вахтовый поселок построен на 1200 человек, и это именно вахты) женихам из автохтонов придется туго.
Однако большое заблуждение думать, что они заплачут и отойдут в сторонку. Это староверы снимутся и отсюда уплывут. Тувинцы не такие. Поэтому Симонов и ряд других экологов настаивают на социальных и этнологических исследованиях возможных последствий этих разработок. Не получится ли так, что лицензию власти выдали помимо разработки Кызыл-Таштыга на ассимиляцию тоджинцев и столкновения аборигенов и пришлых добытчиков?
Справка «Новой»
Месторождение полиметаллических руд Кызыл-Таштыг находится в центре хребта Обручева, в 200 км северо-восточнее столицы Тувы — Кызыла. 47 рудных тел, объем балансовой руды 13 млн тонн. Месторождение отличается очень высоким содержанием цинка. Доказанные запасы металла в руде: 1,3 млн тонн цинка, 202 тыс. тонн свинца, 82 тыс. тонн меди, 3,5 тыс. тонн кадмия, 2 тыс. тонн селена. Также есть барий, золото, серебро. Компания «Лунсин», входящая в крупнейший горнодобывающий холдинг Китая Zijin Mining Group, выиграла тендер на разработку месторождения в 2006 году. Лицензия на право пользования недрами выдана до 2031 года, срок отработки месторождения — 20 лет (китайцы, впрочем, намерены опустошить недра за 12 лет). Проект предусматривает в первые 6 лет только открытый способ добычи руды (карьер глубиной 255 метров) и строительство ГОКа, который будет выдавать концентраты металлов для дальнейшего вывоза в Китай. Ввод ГОКа в эксплуатацию запланирован через полгода. Мощность — 1 млн тонн руды в год. Смета проекта — 10 млрд рублей.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»