Сюжеты · Политика

«Шпионов среди нас нет»

C сегодняшнего дня вступают в силу нашумевшие поправки к закону о некоммерческих организациях. НКО не желают записываться в «иностранные агенты» и отвечают бойкотом

Мария Епифанова , «Новая газета»
C сегодняшнего дня вступают в силу нашумевшие поправки к закону о некоммерческих организациях. НКО не желают записываться в «иностранные агенты» и отвечают бойкотом
Для большинства правозащитных организаций поправки означают необходимость выбора: либо отказаться от всех форм финансирования из-за рубежа, либо добровольно войти в реестр иностранных агентов. Есть еще третий вариант — ждать, пока нагрянут с проверками.
Согласно закону, под статус иностранных агентов попадают организации, которые, во-первых, занимаются деятельностью, связанной с политикой, и, во-вторых, финансируются частично или полностью за счет иностранных грантов.
Государство тоже занимается финансированием некоммерческих организаций — однако грантов на всех не хватает. Да и финансирует оно, естественно, довольно избирательно. Отечественный крупный бизнес, как правило, не сильно интересуется такими вещами: засветишься с поддержкой — могут начаться проблемы. Приходится НКО обращаться к тем, кто к сотрудничеству готов, — что поделать, если из-за рубежа откликаются чаще, чем на родине.
Дополнительная сложность реализации поправок в том, что Минюст пока не опубликовал порядок их применения на практике. С теми, кто добровольно назовется иностранным агентом, проблем не возникнет — их просто внесут в реестр. А что с теми, кто этого делать не захочет?
Бойкотировать эту «явку с повинной» решили все ведущие правозащитные организации: «ГОЛОС», Московская Хельсинкская группа, «Движение за права человека», «Мемориал».
— Мы не занимаемся политической деятельностью, поэтому, если к нам будут претензии, попытаемся их обжаловать, — рассказал «Новой» Григорий Мельконьянц, исполнительный директор ассоциации «ГОЛОС».
Добровольно идти в иностранные агенты правозащитники не хотят по понятным причинам: уж больно прочно в сознании это словосочетание связано с термином «шпион». Кроме имиджевых потерь новый статус повлечет за собой и потери материальные. Правозащитники убеждены: к иностранным агентам различные службы и инспекции будут относиться куда более придирчиво, чем к другим организациям.
— Для внеплановой проверки достаточно заявления от любого гражданина или публикации в любом СМИ, — объясняет Олег Орлов, экс-председатель центра «Мемориал».
До сих пор не ясно, что будет происходить с теми, кто, как «ГОЛОС», откажется регистрироваться в качестве «агентов».
Впрочем, сами правозащитники уверены, что закон в любом случае будет применяться очень избирательно: некоммерческих организаций много, до всех у чиновников просто руки не дойдут. Заниматься будут теми, кто «мешает»: причем не столько с целью закрыть, сколько чтобы запугать.
Правозащитники поддаваться на угрозы не собираются. Выступать против поправок они планируют единым фронтом и обещают засыпать Конституционный суд обращениями, если хоть одну организацию попытаются закрыть.