Закроется ли одна из старейших и самых смелых правозащитных организаций?
Я познакомился с женщинами из Комитета солдатских матерей (правильно он называется «Союз комитетов солдатских матерей России») в 1995 году, когда служил в Чечне. Тогда они прошли Маршем мира по воюющей республике. Женщинам из комитета удалось освободить из плена нескольких солдатиков, которые мало кому были нужны из военных. Скорее всего, они погибли бы в плену.
А в начале 1996 года вместе с «матерями» я развозил продукты, в основном домашнего приготовления, в сторожевые заставы вокруг Ханкалы.
За двадцать три с половиной года (а комитет существует с марта 1989 года) в этой небольшой комнатке, что в Лучниковом переулке, 4, в Москве, побывали сотни тысяч посетителей. Здесь спасали и спасают от армейской дедовщины и казарменного хулиганства, здесь помогали тем, кого государство бросало в горячие точки, а потом забывало…
Я сам сюда приводил бывших пленных солдат и заложников из Чечни, чьи проблемы потом решались «Солдатскими матерями». «Женщины здесь работают не за зарплату. Они ее просто не получают, — говорит председатель комитета Валентина Мельникова. — Ради этих несчастных ребят, их родителей, которым часто не к кому обратиться, ради тех, у кого родителей нет. Если мы не найдем в ближайшее время пятьсот тысяч рублей, то нам отключат телефоны и электричество».
В последнее время организация бедствует. С 2010 года проекты комитета не финансируются ни российскими, ни зарубежными спонсорами. «Солдатские матери» задолжали Москомимуществу полмиллиона рублей — это сама арендная плата и счета за коммунальные услуги. Какое-то время долг помогали оплачивать коллеги-правозащитники, например, Центр по правам человека, и друзья «Солдатских матерей». В последнее время собирать средства становилось все сложнее.
Если «Солдатские матери» вынуждены будут закрыться, то многим попавшим в беду защитникам отечества не к кому будет обратиться. «Нет, военная прокуратура сейчас, при Фридинском, очень много делает, и мы с ней плодотворно сотрудничаем, — говорит Мельникова, — но мы остаемся все так же востребованы». И государство, и общество никакой должной альтернативы «Солдатским матерям» не создало.
В конце концов общество должно ответить: нужны ли ему «Солдатские матери»? С этим вопросом Мельникова обратилась ко всем нам. Судя по тому, что только за прошедшие выходные дни в системе «Яндекс.Деньги» на счет «Союза комитетов солдатских матерей России» 410011480520040 перечислено 128 тысяч рублей, российские граждане говорят, что «Солдатским матерям» быть.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»