Почему правительство затыкает коррупционные дыры деньгами пенсионеров?
**На этой неделе в вопросе о проведении в стране очередной пенсионной реформы нужно было поставить точку, но вышла опять запятая. На совещании в Ново-Огареве президент согласился с предложением депутатов сократить отчисления в накопительную часть пенсии с 6 до 2%. Но только с 2014 года, а не с 2013-го, как рассчитывало правительство. У граждан в течение 12 месяцев будет возможность решить, продолжать ли им копить будущую пенсию на индивидуальных счетах, или свалить все в общий, «солидарный» котел. Годичный мораторий — это еще и тактический ход, позволяющий в случае чего развернуть реформу вспять. Например, при смене кабинета.**
Проведение пенсионной реформы — первый институциональный вызов, который приняло правительство Медведева.
История получилась странной с самого начала. В серии президентских указов, подписанных 7 мая, значилось и прямое поручение правительству подумать над тем, как сократить дефицит Пенсионного фонда. Летом Минтруд и ПФР вывесили в интернете проект «Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года». Документ шокировал экспертное сообщество. На двадцати страницах текста предлагалось не «усовершенствовать» и «улучшить», а попросту уничтожить систему, создававшуюся на протяжении десяти лет, и вернуться в советскую архаику. Качество документа было таким, что даже специалисты, разделяющие идею об отмене накопительной части пенсии (а их меньшинство), были уверены: так делать нельзя. Против выступили и ключевые ведомства — Минфин и Минэкономики.
Но премьер «через колено» согласовал этот документ, отредактированный только косметически, и в таком виде представил президенту. Президент предложил не торопиться и устроить широкое общественное обсуждение стратегии.
И дискуссия закипела с новой силой, но в изолированной от правительства экспертной среде. А кабинет занялся околодворцовыми интригами, еще до окончания процедуры формального обсуждения стратегии подмахнув думцам законопроект, который был запущен в оборот от их имени (кстати, помните, что если все кончится плохо, то руку к этому приложило не только правительство, но и все думские фракции, включая так называемые оппозиционные).
Впрочем, персональная ответственность за эту историю все же лежит именно на председателе правительства. Поэтому я считаю необходимым публично задать несколько вопросов.
_Дмитрий Анатольевич!_
Вы заявили, что именно Вы «ошиблись в целом ряде прогнозов», касающихся пенсионной сферы. И это правда. В 2008 году, будучи президентом, Вы подписали закон о валоризации пенсионных накоплений, приняв на себя политическую ответственность за это решение. Это был серьезный шаг — поднять в полтора раза пенсии прямо накануне глобального экономического кризиса. Но при этом никто не дал ответа на вопрос, откуда взять на это деньги. Растущий дефицит Пенсионного фонда — прямое следствие популизма. И это действительно Ваша ошибка. А вот накопительную пенсионную систему создавали не Вы, и Вам ли теперь ее ломать?
_Дмитрий Анатольевич!_
В Вашем «кабинете технократов» нет ни одного человека, который считался бы признанным авторитетом в области современных пенсионных систем. И как же Вы взялись за реформу, результаты которой будут сказываться на жизни людей десятилетиями, и управились с ней за несколько месяцев? Почему судьбоносный документ писали анонимные сотрудники Пенсионного фонда, функция которого — простое бухгалтерское распределение денег между людьми, уже вышедшими на пенсию? С этим лучше бы справился компьютер, но компьютер не умеет воровать. Вы, кстати, видели центральные офисы отделений Пенсионного фонда в российских регионах, построенные, кстати, не для пенсионеров, а для чиновников? Если нет — специально печатаем для вас подборку лучших фотографий.
_Дмитрий Анатольевич!_
Формируя кабинет, Вы впервые в российской практике ввели пост министра по связям с Открытым правительством. Одна из функций этого нового органа — осуществлять связь между представителями власти и экспертным сообществом. Не кажется ли Вам, что пенсионная реформа должна была обсуждаться на этой площадке, где равное право голоса получили бы клерки из Пенсионного фонда и признанные специалисты? Если нет, то зачем вообще нужно Открытое правительство, если решения, определяющие будущее страны, принимаются в закрытом формате, узким кругом анонимных бюрократов?
_Дмитрий Анатольевич!_
Многие граждане нашей страны несли свои деньги в накопительную систему, не только подчиняясь требованиям закона, но и добровольно, например, в рамках программы софинансирования, а кто-то и вовсе вложил в будущую пенсию материнский капитал. На каком, скажите, основании частные средства частных лиц должны быть брошены в общий котел? Забота о выплате текущих пенсий — это обязанность государства, а не отдельных граждан. Может, хватит уже решать свои проблемы за наш счет?
_Дмитрий Анатольевич!_
Демонтаж накопительной пенсионной системы позволит сэкономить 350 миллиардов рублей в год. А дефицит бюджета ПФР — более триллиона. Столько же, по Вашим оценкам, ежегодно разворовывают через систему госзакупок*. Может, лучше снизить на 30 процентов воровство? Или у коррупционеров деньги труднее отнять, чем у будущих пенсионеров?
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»