Сделать город удобным для жизни поставили себе задачей «Городские проекты». Недавно иcчезли парковки с тротуара Тверской
Одна из бед Москвы в том, что город сейчас устроен для автомобилистов, а о пешеходах забывают. Уличная инфраструктура сделана для тех, кто выходит на улицу, чтобы добраться до офиса, а вечером нырнуть обратно в квартиру — спальные районы тоскливы, в центре все тротуары заставлены машинами, а если заговорить о зонах отдыха на улице, не все вообще понимают, о чем речь. Дороги расширяют за счет тротуаров и газонов, борясь с пробками, но от этого на дорогах становится только теснее. В результате некомфортно и водителям, и пешеходам.
Пару недель назад исчезли парковки с тротуара Тверской. Теперь пешеходные зоны, ставшие вдруг втрое шире, ограждены полосатой лентой, у бордюров дежурят эвакуаторы. Хотя бы на «титульной» улице столицы пешеходы смогли вздохнуть свободно — заслуга «Городских проектов», инициативы муниципального депутата Максима Каца и фотографа с образованием архитектора Ильи Варламова. Летом волонтеры считали там людей и машины: выяснили, что 75% тротуара отдано под парковки, но занимает их (на участке от мэрии до Камергерского переулка) всего около 600 человек, тогда как пешеходы, которых на тротуаре большинство — 39 тысяч в день, — вынуждены тесниться на 25 процентах.
Полученные результаты изложили в красивых листовках и понятных схемах. «Когда предлагаешь власти какой-нибудь проект, она задается вопросом: а что нам с этого будет? — говорит Кац. — А если люди перестанут считать, что парковки на тротуарах создал Бог, и у них появится запрос на изменения, власти придется пойти им навстречу».
Правда, в этот раз проблему решили без давления «низов». Кац, которому чужда позиция радикалов «С псами режима переговоров не ведем», регулярно обсуждает проблемы Москвы с замами Собянина. Максим Ликсутов, заместитель мэра по вопросам транспорта, изучил материалы, предоставленные депутатом, и в середине октября случилась одна из первых побед. Общественные пространства никому не нужны плохими, уверен Максим, просто система тупая и не может сама сориентироваться.
Цель «Городских проектов» — сделать городскую среду комфортной в первую очередь для пешеходов, о них власти обычно не думают. Да и сами пешеходы, в отличие от социально активных водителей, не склонны отстаивать свои права: если между машинами можно кое-как пролезть, а дорогу перебежать — будут пролезать и перебегать, рискуя, но не жалуясь.
Кроме центра Москвы (пока занимались только Тверской) «Городские проекты» решили привести в порядок вотчину Каца — район Щукино. Волонтеры — студенты-географы и архитекторы, читатели блога Максима, заинтересовавшиеся местные жители — пятый месяц исследуют проблемные места района. Считали «перебежчиков» через Щукинскую улицу — там на семьсот метров ни одной «зебры», так что виноваты в нарушении ПДД не люди, а власти, и «народную тропу» стоит узаконить. Одну точку добровольцы окрестили «Маньяком», так там страшно по вечерам: с одной стороны от дорожки — глухой забор и гаражи. С другой — ничем не отгороженное железнодорожное полотно. Впереди — подземный переход. Фонари висят так высоко, что почти не рассеивают кромешную темень.
«Вот тут проходит воображаемая линия, — волонтер проекта Вася указывает на дорогу к остановкам автобусов. — Нужно подсчитать, сколько людей ее пересечет за час». Один прохожий — одно нажатие на рычажок механического счетчика. Всего за 4 минуты в окошке набегает цифра 109. «Не портите мне статистику! — кричит Вася снующим туда-сюда товарищам по проекту, Антону и Ане. — Чуть вас не посчитал». Антон считает проходящих людей за двадцать метров от Васи, с другой стороны от остановок. Людям не пройти от метро и ТЦ «Щука» к жилым домам, не пересекая проезжей части дважды, причем оба перехода не оснащены даже «зеброй» (а чтобы попасть на тротуар, нужно протиснуться между припаркованными машинами).
Технология подсчета, которую используют ребята, — новая для нашей страны. Кац привез ее от архитектора Яна Гейла, в компании которого он учился урбанистике — то есть месяц следил за работой архитекторов, расспрашивая и уточняя. Максим не скрывает, что он не профессиональный урбанист. Но в России с ними вообще плохо — никто не проводит изучений и подсчетов, прежде чем устанавливать лавочки или укорачивать тротуар: все решают «дядьки в мэрии», исходя из житейского опыта, а не профессионалы. «Мы не можем все изменить сами, у нас нет штата, чтобы заниматься проектированием, — объясняют в «Городских проектах». — Зато можем показать пример, как — хотя бы на бумаге — должно все выглядеть и работать в городе».
Когда в городе негде проводить время, добропорядочные граждане после работы спешат домой, и улицы становятся опасными. Поэтому такие простые вещи, как Wi-Fi зона с лавочками или уличное кафе, в корне меняют атмосферу целого квартала.
Из застекленного ресторанного дворика «Щуки», где «Городские проекты» разворачивают штаб, открывается вид на полрайона. Максим Кац водит меня вдоль окон и показывает депутатские угодья. Сверху хорошо видно кусочек незастроенного пространства на улице Маршала Василевского, для которого «Городские проекты» создали проект зоны отдыха. Автор — студентка архитектурного вуза Анна Машера: в прошлом семестре они как раз занимались проектированием района, но только в теории. Захотелось попробовать на практике. Сейчас на площади — узкие газоны, огороженные заборчиком, и небольшая парковка. Летом волонтеры наблюдали за горожанами: выяснилось, что много народу сидит на парапете подземного перехода или на заборе, ест стоя, — то есть проводить здесь время жители хотят, а инфраструктуры никакой. Аня предлагает оформить пологий склон площади в виде спускающихся амфитеатром лавочек, разрозненные сектора газона объединить, собрать ларьки в общую торговую зону, поставить столики и навес, где можно укрыться от дождя.
Проект поддерживают в префектуре Северо-Западного округа. Результаты исследования проблемы переходов от торгового центра к остановкам тоже были представлены префектуре: попасть под заруливающий на остановку автобус или трамвай рискуют 22 252 человека в день. Предварительная договоренность о том, чтобы сделать там пешеходный переход, поднятый на уровень тротуара, как «лежачий полицейский», с префектурой уже есть, несмотря на то, что в Москве такие переходы непривычны.
Для реализации многих идей районного масштаба Кац заручается и поддержкой муниципального собрания Щукино. Председательница, говорит он, очень боится, «как бы чего не вышло», тем не менее в прошлый четверг на собрании удалось протолкнуть революционную идею: не устраивать масштабной замены асфальта, заборов и бордюров во дворах, а часть «асфальтовых» денег потратить на лавочки и детские площадки. Разумеется, предложение было основано на опросе жителей одиннадцати дворов: большинство решило, что асфальт в нормальном состоянии, и площадки — нужны.
Так что «Щукинские силы добра», как шутят о себе ребята, работают и побеждают. И не поддаются упадническим настроениям вроде «в нашей стране что ни сделай, все равно сломают или разворуют». «Да, троллейбусы ходят медленнее оттого, что автомобилисты паркуются на остановках. Но никакая это не беда в головах! — обрывает Максим, стоит заикнуться про менталитет. — Пусть полицейские патрулируют остановки и сразу берут штраф 3000 рублей. Нарушители исчезнут. Я на себе испытывал: сотрудники ГАИ говорят: уезжай, здесь нельзя стоять. А штраф взять?!»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»