Координационный совет может стать местом для дискуссий: по крайней мере именно формат дебатов позволил вывести нескольких малоизвестных кандидатов в фавориты предвыборной гонки
Координационный совет может стать местом для дискуссий: по крайней мере именно формат дебатов позволил вывести нескольких малоизвестных кандидатов в фавориты предвыборной гонки
Состав избранного КС особых сюрпризов не преподнес. На первых позициях — самые «медийные» оппозиционеры: Алексей Навальный, Дмитрий Быков, Гарри Каспаров, Ксения Собчак и Илья Яшин. По сути, все они — любимцы интернет-аудитории. Пятерка лучших — это те, кто активно пишет и вообще живет в Сети.
Тем неожиданней появление на шестой позиции, следом за одним из самых популярных политиков «нового поколения» Ильей Яшиным, Михаила Гельфанда — ученого, доктора биологических наук. Широким слоям оппозиции он стал известен, пожалуй, после своего выступления на проспекте Сахарова в декабре 2011 года. Его успех — подтверждение того, что избиратели голосуют не только «на узнавание», но еще и слушая: Гельфанд вошел в четверку финалистов дебатов на канале «Дождь», обойдя в последнем туре Немцова, Чирикову и Собчак.
Из других лидеров протеста в списке Евгения Чирикова, Дмитрий Гудков, Борис Немцов, Ольга Романова, Сергей Удальцов.
Судя по результатам, платформой для раскрутки новых лиц — региональных политиков и малоизвестных активистов — КС так и не станет: имена почти всех победителей вполне узнаваемы и на слуху. Из менее известных — почти в полном составе прошедшая «команда Алексея Навального» — руководители его проектов: Владимир Ашурков, Любовь Соболь (еще одна фаворитка зрителей «Дождя»), Георгий Албуров, Владислав Наганов.
У региональных активистов, которые в КС так и не попали, уже появляются свои альтернативы.
— Мы прекрасно понимали, что медийные личности, которые наводнили списки, пройдут, — поделился с «Новой» Игорь Бакиров, координатор «Белой ленты» и один из не прошедших кандидатов (82-е место). — В нынешним виде КС будет не вполне дееспособным. Поэтому мы продолжаем свою работу, будем создавать региональный КС-2. Туда войдут представители регионов, а также члены тех организаций и объединений, которые набрали достаточное количество голосов на этих выборах. К тому же мы считаем, что те, кто набрал больше пяти процентов, должны быть представлены в КС, хотя бы с правом совещательного голоса.
Оправдались опасения левых, которые с самого начала скептичнее других относились к этим выбором: по общегражданскому списку прошли только двое: Олег Шеин и Сергей Удальцов, который занял двадцатое место и получил вдвое меньше голосов, чем Навальный. По мнению Ильи Пономарева, который за два дня до выборов попытался снять свою кандидатуру (что, впрочем, ему не удалось: решением ЦВК депутата оставили в списке), такой расклад — результат неправильно организованного голосования. В последний день выборов избирательные участки не работали: проголосовать можно было только через интернет. Пренебрежение к офлайновому голосованию — то, с чем с самого начала не были согласны левые.
По общегражданскому списку не прошли также зарегистрированные в нем националисты: Владимир Басманов, Наталья Холмогорова, Надежда Шалимова.
По большей части новый орган получается вполне выдержанным: без очевидных отклонений в правую или левую сторону. В КС войдут и несколько журналистов: Филипп Дзядко, Олег Кашин, Владимир Кара-Мурза.
До сих пор у многих вызывает вопрос легитимность КС. За три дня проголосовало почти 82 тысячи избирателей: цифра внушительная, но по масштабам всей России — не так много. Ранее Леонид Волков, глава ЦВК, уверял, что дойти до ста тысяч не составит проблем, но расчеты не оправдались.
Единого порога минимальной явки не было с самого начала. Алексей Сахнин и Сергей Давидис вспоминают, что на заседаниях Оргкомитета протестных действий фигурировала цифра 50 тысяч. В сентябре Сергей Удальцов говорил «Новой», что выборы можно считать состоявшимися, если проголосуют не меньше 100 тысяч избирателей.
— Это была консолидированная позиция левых, — объяснил Илья Пономарев.
Правда, сейчас даже левые готовы признать итоги выборов.
— Я бы не стал разбираться, сколько именно человек проголосовало: 100 тысяч или 80, — призывает Олег Шеин, член партии «Справедливая Россия». — В конце концов, зарегистрировалось около 160 тысяч. И потом, ни для кого не секрет, что голосовать было достаточно сложно: мудреная верификация, компьютерные сбои в субботу и воскресенье, отсутствие участков во многих регионах.
Сам опыт таких выборов Олег Шеин считает положительным. Но при этом призывает не говорить, что КС — лицо всей оппозиции. По его мнению, этот орган будет представлять «ту часть оппозиции, которая начала активно выступать на новой волне протестов».
Пожалуй, лучшим признанием легитимности КС можно считать тот факт, что на его создание уже отреагировала власть, правда, в свойственной ей манере. Дмитрий Песков, пресс-секретарь Владимира Путина, заявил, что Кремль за ходом выборов не следил, а потому еще не решил, будет ли налаживать отношения с КС. Для начала, по словам Пескова, нужно понять, как проходили выборы.
В Госдуме на появление КС отреагировали по-разному. Большинство депутатов «Единой России» не готовы считаться с ним всерьез.
— Воспринимать КС как какую-либо равноправную структуру государственным органам власти не стоит, — считает Александр Хинштейн, депутат фракции «Единая Россия». — С правовой точки зрения, такого органа, как КС, нет. Был некий междусобойчик. Люди сами себе установили правила игры, сами себя выбрали. Каждый самореализуется как хочет, это не запрещено.
С большим энтузиазмом возникновение нового органа восприняли коммунисты.
— Компартия сотрудничает со всеми оппозиционными силами, — рассказал Вадим Соловьев, депутат от КПРФ. — Нынешняя ситуация говорит о необходимости консолидации — только так можно серьезно оппонировать действующей власти.
Оппонировать власти — ключевая задача Координационного совета. Смогут ли они делать это на серьезном уровне и не только заявлять свои требования на площадях, но и обсуждать их за столом переговоров, пока вопрос. Провести свои альтернативные выборы — пусть не так гладко, как хотелось, — им уже удалось.
Победившие кандидаты
Общегражданский список
Левые силы
Либеральные силы
Националистические силы
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»