В Екатеринбурге продолжается суд над «уральскими мятежниками», их обвиняют в подготовке государственного переворота с участием посла Венесуэлы в Беларуси
В Екатеринбурге продолжается суд над «уральскими мятежниками», их обвиняют в подготовке государственного переворота с участием посла Венесуэлы в Беларуси
Дело изобилует формулировками «в неустановленном следствием месте, в неустановленное время вступил в связь с неустановленными лицами». В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого отставного полковника Леонида Хабарова слово «неустановленный» встречается 128 раз. Во время допроса по видеосвязи свидетеля М. Андроникова из Санкт-Петербурга стало известно, как «неустановленное интернет-лицо» пригласило «боевую группу» из Кировской области в Екатеринбург для участия «в мятеже».
Максимилиан Андроников так же, как свидетели из Кировской области А. Девятьяров и А. Удальцов, руководит военно-патриотическим клубом. Летом 2011 года один из участников форума на сайте «Парабеллум» пригласил Андроникова под Екатеринбург «недельку пожить на природе, потренироваться». На вопрос: «Кто пригласил вас на сборы?» — Андроников ответил: «Он прикрывался именем Хабарова».Представившись одним из заместителей Леонида Хабарова, «некто» сообщил, что военно-полевые сборы будут проходить под эгидой «Союза ветеранов Афганистана». О полковнике Хабарове Андроников знал, что это уважаемый человек среди афганцев и десантников, хотел познакомиться с ним лично, чтобы потом продолжить сотрудничество.
В ноябре 2010 года полковник Хабаров оставил должность начальника института военно-технического образования и безопасности УрФУ, и вплоть до ареста основным местом его работы была общественная организация Свердловское отделение Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА), где он и сейчас официально числится первым заместителем председателя.
В июле 2011-го Андроников поехал в Котельнич Кировской области на сборы военно-патриотических клубов, но сборы не состоялись. Тогда он вспомнил о приглашении в Екатеринбург и сказал о нем Удальцову с Девятьяровым. Они решили ехать (см. «Новую», № 118 от 17.10.12). Об этом Андроников через форум сайта «Парабеллум» сообщил несуществующему в действительности «заму Хабарова». 23 июля со всей необходимой для полевого выхода амуницией мужчины прибыли в Екатеринбург. На Южном автовокзале «боевую группу» забрал наряд ППС и доставил в управление ФСБ по Свердловской области. Там они узнали, что прибыли для участия в «мятеже». О том, что «приглашавший» на сборы полковник Хабаров с 19 июля находится под стражей, свидетели не подозревали.
Вот так «неустановленное лицо» привлекло к делу троих свидетелей из несостоявшейся «группы мятежников».
— Отца подставили, использовали авторитет, которым он пользуется в военных кругах, — комментирует ситуацию сын полковника Дмитрий Хабаров, тоже офицер ВДВ и ветеран боевых действий.
За месяц судебного следствия ни один свидетель внятно не объяснил роль полковника в этом «чудо-мятеже». Все знают о его участии в «перевороте» только со слов душевнобольного «главаря мятежа» А. Ермакова. В ходе следствия выяснилось, что с 2000 года Ермаков состоит на учете у психиатра с диагнозом «шизофрения». Сейчас он находится на принудительном лечении. Однако вся линия обвинения строится именно на показаниях Ермакова. На него постоянно ссылаются свидетели С. Катников и В. Ладейщиков, заключившие сделку со следствием и получившие за это условные сроки. На него ссылаются и бывшие офицеры И. Ботнарь и О. Горбачев, которых подсудимые называют «провокаторами от ФСБ». Они вели занятия по военной подготовке, участвовали в создании плана «Рассвет», обещали достать оружие и остались при этом на свободе.
«Установить степень участия в действиях, направленных на вооруженный мятеж, возможно только в случае начала таких действий»,— сказано в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Горбачева. Но тогда почему судят троих пенсионеров — Хабарова, Кралина и Ладейщикова-старшего? Ведь мятежный «Рассвет» так и не наступил. Возможно, потому, что вначале приняли бред Ермакова о «мятеже» и переносе столицы России в Екатеринбург за чистую монету, отчитались наверх о проделанной «работе» и дать задний ход уже не могли.
Полковник Хабаров и заслуженный изобретатель России Виктор Кралин вину не признают. В открытом письме генеральному прокурору и редакции «Новой газеты» Виктор Кралин, в частности, пишет: «У нас что, ФСБ до сих пор считает, что народ дебилен и поверит в любой бред? Более месяца три высших офицера ФСБ уговаривали меня признать вину в преступлении, которого я не совершал, в обмен на небольшой условный срок».Также в комментарии, переданном через адвоката, Кралин говорит: «Если до июня 2012-го были смутные догадки, что арест связан с моими изобретениями, то сейчас я на 100% уверен, что в тюрьме за два патента и технологии получения лечебной, сверхчистой воды из древесины кедра, лиственницы, березы и др., а также за новый вид топлива, который не имеет мировых аналогов. Эти технологии могут принести сотни миллионов долларов прибыли». По словам кандидата технических наук, его работой очень интересовались в начале следствия. Изъятые при обыске документы так и не вернули, хотя они были признаны не представляющими интереса для следствия.
Через адвокатов свое участие в «перевороте» прокомментировал и участник афганской войны, первый комендант Саланга полковник Хабаров: «Второй год «тесного общения» с нашей правоохранительной системой <…> в лице следователя ФСБ Лукичева П.А. и некоторых работников судопроизводства я понял, что в данное время выполнение Закона — всего лишь декларация, которая никого ни к чему не обязывает. Особенно ФСБ. <…> Я и мои товарищи по общественной деятельности второй год «кувыркаемся» по тюрьмам за то, что имели «наглость» выступать на митингах, официально разрешенных местной администрацией, с критикой беспредела, происходящего в России. В настоящее время: провокация, инсценировки, выбивание или выжимание заданных, а по сути, ложных показаний есть норма работы нашей право-хоронительной системы, ФСБ».
Напомним, по версии следствия, 2 августа 2011 года в Екатеринбурге должен был «произойти государственный переворот». Операция называлась «Рассвет». «Сподвижники Квачкова» из «Народного ополчения Минина и Пожарского» ранним утром планировали взорвать ТЭЦ, уничтожить руководителей МВД, ФСБ, МСЧ, лидеров еврейской, армянской и других диаспор, а потом дождаться помощи из других регионов и пойти на Москву. Роль лидера была отведена Александру Ермакову, но у него диагностировали шизофрению, и теперь главный обвиняемый — Леонид Хабаров. Финансировать «мятеж» якобы собирался изобретатель Виктор Кралин. По версии следствия, он должен был продать патенты на свои изобретения и договориться о финансировании с послом Венесуэлы в Беларуси.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»