Сюжеты · Культура

Поколение пепси и Фурсенко

Стали заложниками «бабы ЕГЭ»
Галина ВАСИЛЬЕВА-ШЛЯПИНА, профессор, доктор искусствоведения
…В студенческих конспектах город Назарет записан как «город На Заре» или «город Лазарет». В отзывах о картинах молодые люди пишут: «Колорит произведения заставляет промчаться вороху мыслей в моей голове» или «Мне хочется запомнить незабываемый каламбур оттенков».
Читая лекции по культуре и изобразительному искусству на разных факультетах Красноярского госуниверситета (ныне Сибирского федерального) вот уже почти четверть века, я получила уникальную возможность наблюдать за скачкообразными изменениями интересов и приоритетов студентов — филологов и журналистов, биологов и химиков, экономистов. Проверяя письменные работы, замечаю, как на подсознательном уровне юность «проговаривается» о своих профессиональных целях, новых жизненных установках, которые разительно отличаются от наших.
Так, я прошу студентов самостоятельно описать свои впечатления от 15 картин художников (их список ежегодно меняется). Вот, например, какие отклики людей, рожденных в 90-х, вызвала картина Ван Дейка «Лорды Джон и Бернард Стюарты» (1638). Когда я воочию увидела этот эффектный портрет в Лондонской национальной галерее, сразу же загорелась желанием показать его студентам. Мне тогда хотелось долго рассматривать аристократически удлиненные лица, любоваться виртуозным изображением серебристого атласа, мерцающих тканей, тончайшего кружева и мягчайшей замши. Да и судьба юных братьев, позже погибших в гражданской войне, казалось бы, должна была способствовать пробуждению у столь же юных воспитанников высшей школы интереса к утонченному и просвещенному двору Карла I.
Резкие оценки этого произведения и полное отсутствие толерантности не могут не удивлять.
«На картине изображены два великолепных светских лоботряса. Какие у них накидки, каблуки, перчатки и волосы, как у спаниелей. Мне очень понравилась работа автора» (Татьяна, эк., 2-й курс).
«Надменность во взгляде уже с юных лет. Позы тоже вызывающие. Словно говорят: «Мы правим этим миром!» При всей роскошности картина скучна и не динамична» (Олеся, жур., 3-й курс).
«Они высокомерные и наглые. Ближай­ший к зрителю брат смотрит прямо на нас, но в его лице не читается ничего, кроме снисходительного «фу». Вроде как другого мы и не заслуживаем. Это подчеркивается их вытянутыми фигурами. Их внешний вид совсем не располагает к себе. Тогда спрашивается, почему они позволяют так себя вести? Потому что они знатные и богатые — видимо, ответ таков» (Софья, филол., 4-й курс).
«На голове у него спокойная счастливая улыбка» (Денис, эк., 2-й курс).
«Портрет двух братьев. Дорого и красиво одеты. Мне непонятно, что в них нашел автор. При их красоте, а именно высоком росте и золотистых волосах, они будто смотрят сквозь тебя. Говорят тебе: «Мы лучше!» (Екатерина, жур., 3-й курс).
«Картина насыщена блеском и лоском, самолюбием этих молодых людей. У меня, если честно, возникают неприятные чувства, когда я смотрю на эту картину. Слишком самовлюбленные, несносные, разбалованные мальчишки» (Кристина, эк., 1-й курс).
«Забавно смотреть на этих молодых людей, занимающихся самолюбованием. Ткани выполнены на все 5 с плюсом. Лица нежны и приятны, но их выражения и взгляды вызывают улыбку — нашли чем гордиться. Лучше бы задумались о своих человеческих качествах» (София, ин. яз., 1-й курс).
Перечитывая эти высказывания, довольно трудно определить, какой же опыт оказал столь неадекватное воздействие на их психику. Может быть, в основе такого неприятия лежит разросшаяся до гигантских размеров детская обида на казенность и убогость ранних впечатлений? Травма от рушащегося мира взрослых 90-х годов? Или же корень проблем в потере способности уживаться друг с другом, развившейся нетерпимости? А возможно, наше время, когда исчезло всесилие норм социального поведения, породит и новое чувство собственного достоинства, которое в первоначальную пору сказывается в остром неприятии чужого самодовольства?!
Следующая картина — «Степан Разин» Сурикова. Автор многократно ее переписывал, изменял, желая, чтобы в главном персонаже ощущалось «больше думы». Особенно его донимали вопросы о княжне. Вначале он отшучивался: «Вон круги-то по воде — только что бросил». А затем стал негодовать, упрекая зрителей в приверженности штампам, жаловался Максимилиану Волошину: «Ведь публика так смотрит: раз Иоанн Грозный, то сына убивает; раз Стенька Разин, то с княжной персидской».
Страшно представить, как повел бы себя Василий Иванович, если бы прочел студенческие отзывы на его многострадальную картину.
«Не люблю исторические картины, особенно русские. Потому что мы все живем в России и знаем, как было и как будет. Ничего не изменилось, народ по-прежнему гребет, а кто лежал, так и лежит. Картина мне кажется очень мрачной» (Дарья, жур., 3-й курс).
«В этой картине я вижу модель государственного устройства в нашей стране, по сути, не слишком меняющегося с годами. Плывет лодка, куда плывет — не видят ни гребцы, ни главный, так как повернулся к будущему спиной. На другом конце лодки, позиционируя себя как видящих, куда все катится, оппозиция в четырех формах: активной (мужчина с мушкетом за поясом, в шапке с красным верхом), пассивной (мужчина со стаканом и саблей), смирившейся (спящий безоружный мужчина) и делающий вид, что все идет, как надо (улыбающийся мужчина). Но несмотря на разность подхода, все они просто веселят главного своим поведением» (Данил, био., 3-й курс).
«Но кто такой Степан Разин? Освободи­тель или все-таки вор и убийца? На мой взгляд, Суриков изображает Разина скорее как убийцу, нежели как освободителя. Мы можем это заметить по тем крестьянам, которые неустанно гребут веслами, в то время как Степан и его свита разбойников прохлаждаются на другом конце лодки» (Ярославна, эк., 2-й курс).
«Суриковский Разин изображен почти пугающе. По крайней мере, мне ни при каких условиях не хотелось бы столкнуться с ним! Все герои картины похожи на разбойников из русских сказок. Они, если можно так выразиться, настолько русские, насколько это вообще возможно» (Татьяна, фил., 4-й курс).
«Типичная Россия — кто не работает, того уважают. Степан погружен в думы, его товарищи вынуждены работать веслами. Очень реалистичная картина» (Мария, жур., 3-й курс).
«На лодке уже идет гулянье. Сидит мужчина, играющий на гитаре (русский народ при любых ситуациях поет). Рядом с ним видит уже не первый сон перепитый мужик. Многие русские мужчины с радости пьют, довольные своим результатом. Меня всегда потрясало множество русского народа, наш русский дух. Даже море за нас, оно не препятствует движению корабля» (Анна, хим., 1-й курс).
…Словно орды Мамая проскакали по маленьким островкам егээшных накоплений безликих дат, в ошметки расшвыривая хлипкие школьные знания об эпохах и событиях. Многие приписывают молодежи собственный опыт, часто не понимая, насколько непредсказуемо воображение их детей и внуков и как порой неожиданны ассоциации, вызываемые тем или иным произведением. Судя по этим, совсем непохожим на наши, реакциям и оценкам, пора радикально менять подачу знаний, накопленных человечеством. После знакомства со студенческими высказываниями задумываешься все чаще уже не столько о несовершенстве нынешней системы образования, сколько о наших общих, всей страны, перспективах.