Второй сезон «Платформы»открывается коллективной акцией, которая имеет вид концерта-компаса. Так что если вы заблудились в хитросплетениях современной музыки, театра, танца и медиа — вам сюда! 5 и 6 октября— современная музыка/танец/видеоарт. Каждый из четырех представленных в концерте композиторов покажет нам музыкальную модель мира с одной из сторон света. С Севера пойдут «Колыбельные танцы» автора перформанса Happy mill, неутомимого экспериментатора в области соединения симфонизма и электроники Дмитрия Курляндского. Навстречу ему отправится произведение великого авангардиста послевоенной поры, автора случайной и в то же время математически выверенной музыки Джона Кейджа. В свою очередь, с Востока на нас двинется «Харакири» Петера Этвёша, известного своими экспериментами в сфере нетрадиционного звукоизвлечения из всех подручных инструментов, а с капиталистического Запада — «Дискотека», пожалуй, самого постмодернистского композитора Владимира Раннева. Масла в огонь подбавит специальный гость Noize MC. А 7 октября — день современной поэзии. Поэты Федор Сваровский, Мария Галина, Демьян Кудрявцев и Влад Маленко представят прогноз погоды, каждый — сразу со всех четырех сторон необъятной нашей страны. И вся эта гремучая смесь называется «Стороны света».
4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6. Начало представлений в 20.00
«Виртуозы Москвы» в машине времени
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» в этом сезоне представит публике Московского международного дома музыки серию экскурсов в историю оркестровой музыки. Первой остановкой этого путешествия во времени станет сегодня вечером эпоха барокко: программу первого абонементного концерта оркестра составят сочинения Баха — «Бранденбургские концерты» №№6 и 3 и концерт для скрипки с оркестром ля минор, и Вивальди — концерты для двух гобоев с оркестром, двух виолончелей с оркестром и трех скрипок с ним же.
Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00
Один из самых известных московских ретро-коллективов —«Кабаре безумного Пьеро» — нынче вечером,5 октября, встретит публику вклубе «Альма-матер» сольным концертом певицы и виолончелистки Дарьи Ловать. В программе, названной «Уроки чувств», слушателям предложат отправиться в театрально-музыкальное путешествие по европейским кабаре 1930-х: песни Вертинского, Эдит Пиаф, Марлен Дитрих, зонги Курта Вайля и белоэмигрантские романсы прозвучат под аутентичный аккомпанемент. Второе отделение концерта сложится из авторских романтических фолк-блюзовых баллад Дарьи.
Таганская пл., 12. Начало в 19.00
Времена года
Один из свежих продуктов исландского музыкального экспорта носит название, которое для русского глаза выглядит как ошибка в кодировке — АRSTIDIR. Музыка секстета «Времена года» (а именно так переводится «ошибка») — вызывающе некоммерческая. Это «фирменные» вокальные гармонии, акустические гитары, скрипки и фортепиано меланхоличных песен, посвященных теме любви и потери. Это камерность и проникновенность звучания — и в то же время настоящий драйв, который, словно исландский гейзер, какое-то время незаметно формируется и неожиданно вырывается наружу, увлекая за собой и не оставляя равнодушным никого. Ни агрессивного пульса современной эстрады, ни чрезмерного эпатажа, ни эстетики отвергнутых обществом бунтарей… В общем, «никакого модернизьма, никакого абстракционизьма» — просто хорошая музыка.6 октября в Московском международном доме музыки.
Космодамианская наб., 52, стр. 8. Начало в 19.00
Любовь к деньгам
Нумизматическая фирма «Монеты и медали» открыла в отеле «Мариотт Ройял Аврора»предаукционнуювыставкук торгам «Коллекционные русские монеты и медали». Экспонировано 476 предметов — настольные жетоны, банкноты, акции, медали, облигации, книги по нумизматике и, разумеется, монеты. Например, золотые 25 рублей, отчеканенные в количестве 100 экземпляров «с высочайшего повеления» на Санкт-Петербургском монетном дворе в январе 1876 года. Заказчиком и получателем монет, имевших «сувенирное» назначение, был великий князь Владимир Александрович. Или денативные (то есть для подарков во время торжественных мероприятий) два с половиной империала — 25 рублей 1896 года, отчеканенные тиражом 300 штук для императора Николая II и его брата. Или 1 рубль 1734 года с интересной разновидностью рисунка… Или золотая медаль «Поборнику православия» в 12 червонцев с оттиском в серебре, учрежденная в 1769 году секретным повелением Екатерины II для награждения жителей островов Средиземного моря и Греции за заслуги в Русско-турецкой войне 1768–1774 гг. В общем, очень интересно.
Ул. Петровка, 11. До 12 октября
Спектакль «Три сестры» по пьесе Чехова, вслед за постановками «Чайки» (2004) и «Дяди Вани» (2009), стал третьей программной работой режиссера Андрея Кончаловского в Театре имени Моссовета. С «Дядей Ваней» новая постановка вообще образует своего рода театральную дилогию, будучи связанной с ней одной декорацией, несколько, впрочем, измененной, и одним актерским составом: в «Трех сестрах» также задействованы Александр Домогаров, Юлия Высоцкая, Павел Деревянко, Наталия Вдовина, Ирина Карташева и др. Как и в «Дяде Ване», в «Трех сестрах» Кончаловский интерпретирует характеры с парадоксальной, иногда остро иронической интонацией, что временами придает абсолютно новый смысл большинству монологов пьесы. Как и в предыдущей постановке, режиссер в новом спектакле сознательно разбивает каждую картину возвращением зрителя к современной внетеатральной «реальности», что, по замыслу, должно давать зрителю возможность почувствовать контраст между миром Чехова и сегодняшним днем.
Ул. Б. Садовая, 16. 6 октября. Начало в 19.00
Евгений Ваганович Петросян служит эстраде очень давно. Отмахнуться от этого факта не смогут даже самые бездушные снобы, что брезгливо морщат носики, если в их присутствии произнести магическую формулу «Аншлаг, Аншлаг». Благодаря творческому долголетию Евгений Ваганович Петросян обрел историческое бытие культурного явления, сродни кинокартинам Эда Вуда и прочим фильмам класса «B», у которых, как известно, тьмы тайных и явных почитателей по всему миру. Найдутся тьмы и в наших палестинах, не подкачают: адепты культа Евгения Вагановича Петросяна будут собиратьсязавтра и послезавтра в БКЗ «Академический» на пятичасовые (!), если верить странице события «ВКонтакте», бенефисные ритуалы «50 лет на эстраде».
Ленинский пр-т, 32А. Начало в 17.00
Многие из легенд отечественного рок-андеграунда начинали акустическими составами по причине элементарной бедности: даже кошмарные электрогитары «Урал» стоили серьезных денег, недоступных гордым ИТР, формировавшим ряды пионеров русского рока, не говоря уже об «аппарате». Для группы«Последний шанс», собравшейся в 1975-м, акустика стала не только творческой концепцией, но и возможностью практически беспрепятственно (в техническом смысле) ездить по Стране Советов с гастролями. Впрочем, делали они это редко, во второй половине 1970-х став, как говорят сегодня, «резидентами» кинотеатра «Баррикады». Сочетание фольклорного простодушия и почти авангардной изобретательности в построении музыкальных номеров, ироничного скоморошества с хиппи-оттенком и каэспэшной непосредственности полюбилось московской интеллигенции. К тому же для музыкантов «Последнего шанса» одним из главных источников вдохновения всегда являлась поэзия. Высокая литературоцентричность материала группы слышна невооруженным ухом: театрализованных игр вокруг текста в их «мультипликационных» песнях часто значительно больше, чем музыкальных решений. Но это, впрочем, совсем не мешало и не мешает их обаянию на стихи Корнея Чуковского и Генриха Сапгира, Михаила Яснова и Сергея Козлова (того самого, что «Ежика в тумане» сочинил), позже — поэтов Серебряного века… Потом были периоды полураспада, десятилетие — уже в 1990-е — гастролей по Европе, редкие всплески творческой активности. В начале этого года группа, собравшись после долгой паузы, записала новый альбом — «Я иду по камушкам». В нынешнем «Последнем шансе» две трети «золотого состава»: нет автора многих классических хитов группы Владимира Щукина, но есть — бессменный лидер Александр Самойлов и есть скрипач Сергей Рыженко, отметившийся во многих проектах «Машины времени», ДДТ, «Вежливого отказа», «Браво», «Аквариума», «Алисы», «Звуков Му». На концерте8 октября в клубе «Гнездо глухаря» им будут помогать Илья Оленев (бас), Сергей Гоппен (вокал) и Павел Сакута (скрипка). В рамках программы с хлебниковским названием «Это было в месяц Ай» группа собирается играть как новый материал, так и хиты былых времен, и значит, есть шанс — не последний! — услышать вживую знаменитую «Ворону и корону», издевательскую мультяшную притчу, которая в свете кремлевской концепции «Третий срок — не брак» вдруг приобрела небывалую актуальность. А вообще «шапка» выступления такая: «Александр Самойлов и «Последний шанс» приглашают друзей». Так что приходите — другом будете.
Цветной бульвар, 30. Начало в 20.00
Театральный квартал
Международный театральный фестиваль-школа «Территория» возвращается в Москву — после Перми, Берлина, Сочи и Казани, где проходил фестиваль последние несколько лет. Главной площадкой станет Театр Наций, пространство вокруг которого худрук театра и председатель оргкомитета Евгений Миронов рассчитывает со временем превратить в «Театральный квартал». Отзвук этих планов будет слышен в открытии «Территории» — в форме мультимедийного представления оно пройдет под открытым небом8 октября. Затем будет 10 дней театральных экспериментов. В афише фестиваля: театральная группа Chunky Move из Австралии с мультитехнологичным спектаклем «Смертельный двигатель»; труппа современного танца французского театра La Baraka и Национального балета Алжира со спектаклем-постановкой Абу Лаграа «Ния»; оригинальный итальянский коллектив ricci/forte со спектаклем Grimmless; французский театр Beau Geste с «Па-де-де с экскаватором» под открытым небом; российская премьера спектакля «Войцек» Кирилла Серебренникова; гротескно-фантастическая постановка Театра Наций Circo Ambulante с Лией Ахеджаковой в главной роли. А ведь еще и музыкальная программа фестиваля, проект «Живые пространства», представляющий новые российские пьесы за пределами театра, «Искусство завтра»: мастер-классы и творческие встречи — всего и не назвать. Программа «Территории» — на сайте фестиваля: territoryfest.ru/program.
Петровский пер., 3. До 19 октября
На этой неделе«Квартет И»представил московской публике новую работу — спектакль «Письма и песни мужчин среднего возраста времен караоке, дорожных пробок и высоких цен на нефть» — в тандеме, как водится, со своими давними друзьями и партнерами группой «Несчастный случай» с Алексеем Кортневым во главе. В течение месяца будет сыграно 6 премьерных спектаклей, ближайший из которых —8 октября, на привычной для квартета и группы площадке target="blank". Как легко догадаться из названия спектакля, он продолжает стилистику, заложенную четыре года назад постановкой «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках» и продолженной двумя фильмами — «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». В «Письмах и песнях…» разговоры и размышления о жизни сочетаются с музыкой: актеры читают письма, адресованные людям из разных периодов своей жизни, в том числе и тем, которых уже нет рядом… и даже тем, которых никогда не было.
Ул. Лесная, 18. Начало в 19.00
Поворот на 360°
10 октября в Москве начнетсяII Международный фестиваль актуального научного кино «360°». Это будет 31 картина в рамках пяти программ: Основной, Короткометражной, Детской, гостевой французской Pariscience Guest & Best и программы «Нано». Тематика фильмов разнообразна при сохранении обобщающего подхода — анализа влияния науки, и научных открытий на повседневную жизнь, с одной стороны, и изменения самой научной идеи под воздействием общества — с другой. Создатели фильмов задаются вопросами, зачастую не имеющими однозначных ответов. Часть из них хорошо известна и обсуждается в публичном пространстве — глобальное потепление, экономический кризис, возможные последствия бурного прогресса. Другие вопросы менее привычны: почему мы смеемся? кто искусственно сократил срок службы обычной электрической лампочки? как появление цифровых технологий изменило мир большого кино? как представить математику через вкус, запах, цвет? Главной площадкой фестиваля выступитПолитехнический музей, но фильмы также будут показывать в кинотеатрах «Художественный», «Фитиль», «Факел», в Мультимедиа Арт Музее, а также в московских вузах — МГТУ им. Баумана, МФТИ, ВШЭ, РГГУ, ВГИК и МГУ. Программа фестиваля — на сайте: 360.polymus.ru.
До 17 октября
Анти/советчик
— В ближайшие дни мне предстоит выгуливать по Москве своих немецких друзей. Такие случаи для меня — это еще и возможность познакомиться с городом с какой-то неожиданной его стороны. В прошлый раз я побывал в бункере-подземелье на Таганке, а в этот раз подумываю о том, чтобы сводить своих иностранцев в «Планетарий». Сам я там никогда не был, а его, говорят, удивительным образом преобразили, не стыдно и посмотреть, и показать.
Еще я, наверное, пройдусь с гостями по Остоженке до ММАМ (все никак не могу выговорить это неуклюжее название —Мультимедиа Арт Музей). В эти дни там открываются сразу две экспозиции. Во-первых, будут показывать швейцарцаРоберта Франкас его фотографическим ретро (а я с древностями как минимум любезен). Во-вторых, дают трэш, со временем ставший искусством, — работы американского фоторепортераУиджи, который, как пишут, «раздвинул рамки социального репортажа». Кто это? Что это? Понятия не имею, но факт появления в ММАМ — сам по себе знак качества. Походы в этот музей вообще беспроигрышное дело. Даже если художник оказывается не близок, всегда есть возможность сгладить неважное впечатление, походив по другим этажам, где тоже что-нибудь да есть.
Куда я точно не пойду, это на фильм «Духless» — экранизацию одноименного романа, который принято ругать. Какой бы ни была книга Сергея Минаева (не читал, судить не берусь), кино из нее получилось нестыдно-коммерческое, нескучное, глянцевое, довольно динамично сконструированное, не без сюрпризов, хоть и банальное по мысли: ни для кого не секрет, что жизнь яппи — в Гонконге, в Нью-Йорке, в Москве — ярка, глуповата, и ничего с этим не поделаешь. Я фильм посмотрел еще до официальной премьеры, а во второй раз потреблять его, честно говоря, скучно.
Не хочу я идти и в Манеж, где выставлены видеоинсталляции арт-группы AЕS+F. Как обычно, многофигурные, избыточные, зверино-серьезные в своей красивости, они, безусловно, описывают Москву, ни в чем не знающую меры. Но мне милей искусство не как проповедь, а как игра. К тому же нечто стилистически близкое я буквально на днях посмотрел на «Винзаводе». Там в Винтажном зале немецкая фотохудожница Клаудиа Рогге представила свои оргиастические видения на тему «Божественной комедии» Данте. С меня хватит. В общем, в Манеж я не пойду, но гостей своих отправлю. Им, думаю, понравится.
Мелочь, а приятно
Lawless
В российский прокат 11 октября выходит американская драма из жизни бутлегеров времен сухого закона «Самый пьяный округ в мире», мировая премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале. Среди актеров есть Гэри Олдмен, а сценарий по одноименному роману Мэтта Бондурантана написал не кто иной, как Ник Кейв. Он же отвечал за саундтрек.
Кроме того
Кукла детям не игрушка
Вчера на Тишинке открылсяСалон авторских кукол, каждая из которых, уверяют устроители, — это история личности автора, высокий стиль исполнения и «мастерство от кутюр». На выставке будут представлены экспозиции «Война и Мир», «Шаржевая и портретная кукла», «Авторская шарнирная кукла». Кроме того, в рамках выставки пройдет благотворительный проект «Парад звездных кукол — детям», подразумевающий сбор средств для детей, нуждающихся в дорогостоящем лечении. На проект заявлены куклы Андрея Макаревича, Эвелины Бледанс, Евы Ланской, Павла Галанина, Шаян Хои, Ольги Орловой, Сергея Зверева, Тимати, Александра Пескова и др.
Тишинская пл., 1. До 7 октября
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»