Остросоциальный полнометражный игровой фильм «1210» создан журналистом и драматургом Арсением Гончуковым по собственному сценарию, написанному на основе реальных событий, связанных с трагическими судьбами бывших «афганцев». Картина снята фотоаппаратом Canon 5D Mark II в ноябре 2011 года в Москве за шесть съемочных дней и обошлась в 20 тысяч долларов. Практически все создатели ленты, включая актеров, работали бесплатно. Автор этого фильма попытается самостоятельно показать его в середине октября в 15 городах России.
Остросоциальный полнометражный игровой фильм «1210» создан журналистом и драматургом Арсением Гончуковым по собственному сценарию, написанному на основе реальных событий, связанных с трагическими судьбами бывших «афганцев». Картина снята фотоаппаратом Canon 5D Mark II в ноябре 2011 года в Москве за шесть съемочных дней и обошлась в 20 тысяч долларов. Практически все создатели ленты, включая актеров, работали бесплатно. Автор этого фильма попытается самостоятельно показать его в середине октября в 15 городах России.
Этот фильм набирает силу по мере приближения финала — горького, страшного, беспощадного…
Хотя всем тем, кто привык к «чернухе», «мракухе» и прочей матерщине в современном кино, даже восторгаясь беспросветным и вообще мерзким образом нашей родины на экране, что успел возникнуть в гнетущем воображении авторов, которые следуют принципу «чем хуже, тем лучше», лента «1210» Арсения Гончукова наверняка покажется полулюбительским опытом вышедшего из моды социально-психологического кинематографа. То-то и на отечественные фестивали пока что не берут данную картину, которая явно не вписывается в необходимый тренд и вообще представляется чужеродной. К тому же снята на собственные деньги (а еще помогли пользователи в интернете и друзья Гончукова, умудрившегося потратить на «истинно свое кино» всего лишь 20 тысяч долларов!) — и уже по этой причине может быть отнесена к самодеятельному творчеству.
Но те, кто занимается графоманией на экране, как правило, склонны к понтовому самовыражению и уж точно чураются остросоциальной тематики. Их это вовсе не волнует и даже бесит — впрочем, как и создателей «унылого арт-хауса», которые нередко используют антураж «немытой России» в конъюнктурных целях, чтобы получше продаться на зарубежные фестивали. А если повезет, то и попасть в ограниченный прокат в какой-либо европейской стране, как это произошло, например, с «Портретом в сумерках» Ангелины Никоновой (тоже снят на фотоаппарат и обошелся в $20 тыс.), фильмом небесталанным, но небезошибочным, в том числе с моральной точки зрения. Вот и «1210» начинается как вполне арт-хаусное кино — многозначительное и тягучее. И есть некоторые сценарные и режиссерские просчеты в первой трети, когда мы еще толком не знаем историю героя и пока не догадываемся, к кому именно он обращается со своими горестно-безумными монологами, глядя прямо в камеру — как будто нам в глаза. Кстати, уже в этот момент нельзя не оценить точную психологическую правду существования в кадре именно на крупном плане мало кому ведомого Роберта Вааба, актера из Эстонии. Он играет шестидесятитрехлетнего Николая Баранова, отставного офицера, некогда участвовавшего в боевых действиях в Афганистане, где погиб и его сын Юрий по прозвищу Юшка. А основной сюжетный конфликт заключается в том, что Баранова лишили ветеранской надбавки в размере 1210 рублей — и он идет в собес за выяснением этой несправедливости. Попутно мы узнаем, что Елена, дочь Баранова, уговорила отца продать его долю на жилплощадь, а самого отправиться, по всей видимости, в «дурку», потому что он страдает от приступов психической агрессии из-за полученной на войне контузии.
В финальных титрах есть упоминание о том, что лента основана на реальных событиях. И ведь таких случаев трагического исхода судеб бывших «афганцев» на самом-то деле существует не один и не два. Однако и без этого обстоятельства примерно две трети картины Арсения Гончукова не только убеждают в том, что подобное возможно, но и заставляют почувствовать, насколько реальность, представленная на экране, по-настоящему реальна, узнаваема до мелочей, вовсе не сочинена ради «черного словца» (ради красного уже никто не выдумывает!). Она может показаться неловкой, неуклюжей, неприглаженной и непричесанной, застигнутой как бы врасплох, подсмотренной изнутри — а прежде всего лишенной «эстетизации мерзостей жизни», что как раз присуще российскому арт-хаусу, в котором даже грязь, смрад и похоть должны выглядеть красиво, словно это глянец наоборот!
Последняя треть фильма «1210» (название обманчиво — можно подумать, что речь идет об исторических событиях в Древней Руси; хотя есть, кроме упоминания суммы в 1210 рублей, еще и отсылка к 12 октября, дате злополучного боя в Афганистане, где погибла почти вся рота Баранова) становится в немалой степени иносказательной. Чему причиной не одни лишь мистические мотивы, наконец-то прорывающиеся наружу. Это ж не частная история обиды бывшего офицера на власть и государство, где не ценят и вообще презирают отдельного человека, который был как бы лишним и надоедливо путающимся под ногами практически во все времена отечественной государственности. Разумеется, кино — про «афганский синдром» страны, не только не преодоленный, но загнанный глубоко в подкорку нации, исподволь мучающий и саднящий, как рана. А главное — вольный или невольный парафраз на тему «маленького человека», теряющегося в жерновах несправедливой общественной системы: от «Шинели» Гоголя до «Обиды» Шукшина.
Опять «человека забыли»!
И самое обидное заключается вот еще в чем: подобно тому, как герой обманут государством в плане денег, так и фильм о нем вынужденно снятый без финансовой помощи министерств, фондов и организаций, не может быть показан зрителям при участии прокатных компаний. Им глубоко наплевать на российское кино, особенно социальное. И поэтому автор, уже вложившийся с друзьями и коллегами на свой страх и риск в эту картину, должен по собственной инициативе искать напрямую выходы на те кинотеатры, где продемонстрируют «1210» бесплатно на паре сеансов.
Государству должно быть стыдно!
Сергей КУДРЯВЦЕВ
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»