Сюжеты · Культура

Опять «человека забыли»!

Кино, которое может не увидеть зритель

Остросоциальный полнометражный игровой фильм «1210» создан журналистом и драматургом Арсением Гончуковым по собственному сценарию, написанному на основе реальных событий, связанных с трагическими судьбами бывших «афганцев». Картина снята фотоаппаратом Canon 5D Mark II в ноябре 2011 года в Москве за шесть съемочных дней и обошлась в 20 тысяч долларов. Практически все создатели ленты, включая актеров, работали бесплатно. Автор этого фильма попытается самостоятельно показать его в середине октября в 15 городах России.
Остросоциальный полнометражный игровой фильм «1210» создан журналистом и драматургом Арсением Гончуковым по собственному сценарию, написанному на основе реальных событий, связанных с трагическими судьбами бывших «афганцев». Картина снята фотоаппаратом Canon 5D Mark II в ноябре 2011 года в Москве за шесть съемочных дней и обошлась в 20 тысяч долларов. Практически все создатели ленты, включая актеров, работали бесплатно. Автор этого фильма попытается самостоятельно показать его в середине октября в 15 городах России.
Этот фильм набирает силу по мере приближения финала — горького, страшного, беспощадного…
Хотя всем тем, кто привык к «чернухе», «мракухе» и прочей матерщине в современном кино, даже восторгаясь беспросветным и вообще мерзким образом нашей родины на экране, что успел возникнуть в гнетущем воображении авторов, которые следуют принципу «чем хуже, тем лучше», лента «1210» Арсения Гончукова наверняка покажется полулюбительским опытом вышедшего из моды социально-психологического кинематографа. То-то и на отечественные фестивали пока что не берут данную картину, которая явно не вписывается в необходимый тренд и вообще представляется чужеродной. К тому же снята на собственные деньги (а еще помогли пользователи в интернете и друзья Гончукова, умудрившегося потратить на «истинно свое кино» всего лишь 20 тысяч долларов!) — и уже по этой причине может быть отнесена к самодеятельному творчеству.
Но те, кто занимается графоманией на экране, как правило, склонны к понтовому самовыражению и уж точно чураются остросоциальной тематики. Их это вовсе не волнует и даже бесит — впрочем, как и создателей «унылого арт-хауса», которые нередко используют антураж «немытой России» в конъюнктурных целях, чтобы получше продаться на зарубежные фестивали. А если повезет, то и попасть в ограниченный прокат в какой-либо европейской стране, как это произошло, например, с «Портретом в сумерках» Ангелины Никоновой (тоже снят на фотоаппарат и обошелся в $20 тыс.), фильмом небесталанным, но небезошибочным, в том числе с моральной точки зрения. Вот и «1210» начинается как вполне арт-хаусное кино — многозначительное и тягучее. И есть некоторые сценарные и режиссерские просчеты в первой трети, когда мы еще толком не знаем историю героя и пока не догадываемся, к кому именно он обращается со своими горестно-безумными монологами, глядя прямо в камеру — как будто нам в глаза. Кстати, уже в этот момент нельзя не оценить точную психологическую правду существования в кадре именно на крупном плане мало кому ведомого Роберта Вааба, актера из Эстонии. Он играет шестидесятитрехлетнего Николая Баранова, отставного офицера, некогда участвовавшего в боевых действиях в Афганистане, где погиб и его сын Юрий по прозвищу Юшка. А основной сюжетный конфликт заключается в том, что Баранова лишили ветеранской надбавки в размере 1210 рублей — и он идет в собес за выяснением этой несправедливости. Попутно мы узнаем, что Елена, дочь Баранова, уговорила отца продать его долю на жилплощадь, а самого отправиться, по всей видимости, в «дурку», потому что он страдает от приступов психической агрессии из-за полученной на войне контузии.
В финальных титрах есть упоминание о том, что лента основана на реальных событиях. И ведь таких случаев трагического исхода судеб бывших «афганцев» на самом-то деле существует не один и не два. Однако и без этого обстоятельства примерно две трети картины Арсения Гончукова не только убеждают в том, что подобное возможно, но и заставляют почувствовать, насколько реальность, представленная на экране, по-настоящему реальна, узнаваема до мелочей, вовсе не сочинена ради «черного словца» (ради красного уже никто не выдумывает!). Она может показаться неловкой, неуклюжей, неприглаженной и непричесанной, застигнутой как бы врасплох, подсмотренной изнутри — а прежде всего лишенной «эстетизации мерзостей жизни», что как раз присуще российскому арт-хаусу, в котором даже грязь, смрад и похоть должны выглядеть красиво, словно это глянец наоборот!
Последняя треть фильма «1210» (название обманчиво — можно подумать, что речь идет об исторических событиях в Древней Руси; хотя есть, кроме упоминания суммы в 1210 рублей, еще и отсылка к 12 октября, дате злополучного боя в Афганистане, где погибла почти вся рота Баранова) становится в немалой степени иносказательной. Чему причиной не одни лишь мистические мотивы, наконец-то прорывающиеся наружу. Это ж не частная история обиды бывшего офицера на власть и государство, где не ценят и вообще презирают отдельного человека, который был как бы лишним и надоедливо путающимся под ногами практически во все времена отечественной государственности. Разумеется, кино — про «афганский синдром» страны, не только не преодоленный, но загнанный глубоко в подкорку нации, исподволь мучающий и саднящий, как рана. А главное — вольный или невольный парафраз на тему «маленького человека», теряющегося в жерновах несправедливой общественной системы: от «Шинели» Гоголя до «Обиды» Шукшина.
Опять «человека забыли»!
И самое обидное заключается вот еще в чем: подобно тому, как герой обманут государством в плане денег, так и фильм о нем вынужденно снятый без финансовой помощи министерств, фондов и организаций, не может быть показан зрителям при участии прокатных компаний. Им глубоко наплевать на российское кино, особенно социальное. И поэтому автор, уже вложившийся с друзьями и коллегами на свой страх и риск в эту картину, должен по собственной инициативе искать напрямую выходы на те кинотеатры, где продемонстрируют «1210» бесплатно на паре сеансов.
Государству должно быть стыдно!
Сергей КУДРЯВЦЕВ