Пока в Москве идет битва за фонды, гранты, субсидии киноиндустрии, режиссеры в глубинке начинают снимать партизанское кино. С ним можно познакомиться с ним на арт-фестивале «Завтра/2morrow», открывающемся 2 октября в ЦДХ. А пока - краткий обзор фильмов, созданных без государственной «подпитки» киноэнтузиастами в разных регионах страны
Вы можете познакомиться с ним на Арт-Фестивале «Завтра/2morrow», открывающемся 2 октября в ЦДХ.
Помимо обширной программы мировых фестивальных хитов, собранных новым арт-директором Сильвеном Озу, стоит обратить внимание на новую секцию «Офсайд».
Селекционеры-кинокритики Мария Кувшинова и Иван Чувиляев покажут избалованной московской аудитории скромные полнометражные киноопусы, сочиненные в разных регионах местными киноэнтузиастами.
Идея «обозреть» фильмы, созданные без государственной «подпитки», кажется мне сверхактуальной.
Сегодня правила господдержки становятся все более смутными, кроме того, Минкульт планирует ввести жёсткое тематическое планирование российского кино. При этом к кормушке выстроилась необозримая очередь творцов, и тех, которые «чегоизволите», и тех, кто пытается выбить финансирование на собственные художественные проекты. В этой связи, единственной территорией свободы для авторов остается ниша независимого кино. И ниша нынешней периферийной контркультуры на глазах расширяется до … пространства большой страны.
В США independent film или indie film означает не только небольшие бюджеты, но прежде всего эксперимент, подчас весьма радикальный. Российские киноавторы снимают полнометражные, как правило, жанровые картины в провинции, в дальних краях и весях прежде всего для своих земляков (схожая тенденция наблюдается не только в Индии, но и в Европе). Они не зарятся на госфинансирование. Их не заботит мнение столичных критиков, разрешительные удостоверения Минкульта. Они создают собственные маленькие киностудии, где вне сложившейся системы кинопроизводства вместе с друзьями и единомышленниками снимают «свое кино», которое потом показывают «своим зрителям». А дальше (внимание!) на деньги, заработанные от показа картины – запускаются с новым проектом. Таким образом, пока наши упитанные киномэйджоры, плотно сидящие на игле госфинансирования, не желают с халявных денег возвращать государству и пяти процентов с доходов, в глубинке развивается вполне здоровая, самодеятельная кинематография, необходимая людям.
Карельский ромком «Человек из банки»снят петрозаводским режиссёром Иваном Кульневым. Герой первого карельского полнометражного фильма рыхлый инфантил, которого «залюбила»-задавила тоталитарная мамаша. Но однажды мама уедет, и свобода в виде пышной галерейщицы примет его буквально у входа малогабаритной квартиры. Парень прекратит питаться заготовками из баночек, и сам не без труда вылезет из банки, в которой его законсервировали с детства. Фильм – микст «Пыли» Лобана и «Вам и не снилось» Фрэза, в отсутствии внятного сценария выглядит доморощенным, но не лишенным обаяния. У Ивана Кульнева уже есть опыт безбюджетного кино: дебютный фантастический фильм «Потерянный город», мистическое «Озеро». Новое кино, как и предыдущее, делали с приятелями в перерывах между работой над рекламными роликами на своей студии «Карелфильм». Камеру использовали самую простенькую, все вплоть до света изобретали буквально на съемочной площадке. Актеров позвали профессиональных из театра драмы. Бюджет, $2000 «достали» из собственных карманов. Все работали бесплатно. Большая часть средств ушла на аренду самой лучшей в Карелии звукозаписывающей студии для озвучки.
Бурятскую комедию «Улан-уdance»сделали Жаргал Бадмацыренов, Александр Кузьминов, Евгений Замалиев – бывшие кэвээнщики. «Улан-уdance» снимался на волне успеха предыдущих частей полюбившейся местному люду трилогии: малобюджетки «Чайник»про четверых ребят из Улан-Уде, мечтающих купить вскладчину одну "Тойотe Чайзер"; и киносюжета «На Байкал» о начинающем режиссере из Питера, вздумавшем снять документальную картину о «славном священном море» (в федеральном прокате картина заняла строку среди окупившихся фильмов). Герои «Улан-уdance» - участники музыкальной группы, «суперзвезды» местного разлива. Им поклоняются односельчанки, а в сельпо делают скидки. Но парней обуревает смелая идея покорить столицу… Улан-Удэ. В трейлере фильма говорится: смотрите в кинотеатрах Иркутска и Ангарска!
Недавно Министр культуры Якутии Андрей Борисов заявил, что Джеймс Кэмерон позаимствовал идею «Аватара» у якутского эпоса олонхо, а ведь министр еще 20 лет назад настаивал на том, что надо развивать свое кино! А то американцы и впредь будут снимать фильмы по нашим глубокодревним эпосам. «Самостоятельное» кино в Якутии развивается бешенными темпами - в прошлом году сделано 17 полнометражных фильмов. Актёр Роман Дорофеев и продюсер Дмитрий Шадрин решились снять кино без указаний сверху, взболтав странноватую, но лихую эпико-комическую смесь «Вольные бооотуры».Действие из современности перепрыгивает в дальние времена, в эпоху враждующих между собой кланов. У повелителя обширных земель украли дочь, чтобы помешать грядущему примирению враждующих кланов. Но есть спасение! Бесстрашные вольные воины бооотуры. Богатыри, не мы – обязаны принести мир на якутскую землю. Приемный сын якутского царя призывает на помощь…гламурную данс-группу.
Омский специалист по компьютерным спец-эффектам Максим Дьячук на своей студии «Орбита» 5 лет создавал фантастический хоррор«Споры». На «Орбите» работают три человека: Дьячук (режиссер, оператор, монтажер), продюсер Дина Грин и композитор Игорь Фауст. Сюжет: компания молодых людей обнаруживают останки советской цивилизации — заброшенный завод. Но не ведают, что завод заражен упавшим метеоритом. Теперь на планету сыпятся инопланетные споры, а все, с чем они соприкасаются, превращается в ползучих зубастых тварей. Деньги на фильм в сумме $35 000 тратили собственные. Когда режиссер выложил в Интернет первый трейлер, им заинтересовалась канадская компания-дистрибутор и взялась организовать прокат фильма во всем мире, кроме России. Сегодня Дьячук уже снимает кино на английском языке, рассчитывая на прокат в Штатах и Канаде.
Параллельно он планирует строить павильоны для цифровой съемки, в которых без дорогостоящих экспедиций можно «заснять» хоть Северный Полюс, хоть Марс. Дьячук ратует за национальные фантастические блок-бастеры, ориентируясь на советский фильм «Планеты бурь» полувековой давности, вдохновивший молодого Лукаса на «космические войны». Он не случайно полагает, что англоязычную аудиторию завоевать легче, чем отечественную. По Сети уже гуляют скептические отзывы наших сограждан, еще не видевших фильма, но уже разочарованных, потому что он "омский". Режиссер надеется, что выпущенный на западе фильм, вернувшийся в Россию, имеет шанс изменить это отношение.
Открывается «Офсайд»«Шопинг-туром», удостоенным Гран-при фестиваля «Окно в Европу». «Шопинг-тур» чистейший образец независимого кино. Его режиссер Михаил Брашинский, бывший обозреватель журнала «Афиша», автор перемудренной ленты «Гололед». «Шопинг-тур» - ироничный, псведодокументальный хоррор, снятый за 11 дней и $60 тысяч долларов. Питерские обыватели ночным автобусом отправляются в тур по торговым центрам братской Финляндии. И под сонный голос гида попадают… в благополучную и сытую страну людоедов. Изначально Брашинский хотел снять кино вообще без денег. Это оказалось невозможно: поездка в Финляндию, аренда автобуса, зарплата массовке… Но чтобы сделать почти безбюджетное кино притягательным и драйвовым – его надо придумать. Мама подарила 15-летнему сыну, окончившему 8-й класс, мобильник и поездку в Финляндию. Но забыла предупредить, что это шоп-тур. Остроумная с хорошим таймингом киноистория про мужественных русских и финнов-каннибалов – взрывная смесь документализма и абсурда, мастерски стилизована под съемку на мобильный телефон. «Фильм возник из ничего, из чистого желания, - говорит Брашинский. Естественно, вспоминается родственная «Ведьма из Блэр…». Американская малобюджетка за $40 тысяч оказалась сверхприбыльным проектом – чего и авторам «Шопинг-тура» желаю.
Итак, пока в Москве идет битва за фонды, гранты, субсидии, люди начинают снимать партизанское кино. На Алтае первый алтайский фильм «Пока цветет папоротник»завершил режиссер Евгений Бедарев. На удмуртско-польской студии Петр Палган снял на удмуртском языке романтическую комедию «Узы-Боры»с участием местной знаменитости Алины Петровой. Польская сторона взяла на себя финансирование проекта и монтаж. Идут съемки фильма «Пузкар»на удмуртском языке на студии «Инвискинопоттонни». Фильм, между прочим, снимается на деньги со сборов от проката «Узы Боры». Так на практике и рождается то, что принято именовать живым кинопроцессом.
Отборщики сожалеют, что не все из задуманного удалось осуществить (под вопросом показ «Споров», канадские дистрибуторы не дают пока «добро»). Не удалось заполучить фильм главного киндер-сюрприза прошлого года Тихона Макарова из Владивостока. Снятая «на троих» короткометражка «Отдел культуры»была показана в Каннах. Действие свеженькой полнометражной комедии Макарова «Горячая линия»,к которой уже присматриваютсязарубежные покупатели, разворачивается во Владивостоке в канун саммита АТЭС. «Мой опыт доказывает, - говорит двадцатилетний режиссер, - что любой молодой человек, расположив к себе нескольких энтузиастов, может сделать дебютную работу и проложить себе дорогу в будущее. Если ты веришь, что ты режиссер — это значит что ты режиссер, неважно снимаешь ли ролики для Youtube или фильмы для «WarnerBros».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»