Скандал, разгоревшийся после назначения Кирилла Серебренникова новым художественным руководителем Театра им. Гоголя и отставки прежнего художественного руководителя Сергея Яшина, продолжается.
Итак, напомним сюжет: 7 августа с.г. департамент культуры города Москвы назначил новым художественным руководителем Театра им. Н.В. Гоголя Кирилла Серебренникова. Новым директором — Алексея Малобродского (в 2006—2011 гг. он был директором «Школы драматического искусства»… и вроде бы — ничего худого в театре Анатолия Васильева не случилось: выходили премьеры Дмитрия Крымова, Александра Огарева, Игоря Яцко, по-прежнему в здании на Сретенке шли концерты нечеловеческой изысканности).
Возвращаясь к Театру Гоголя: прежний контракт с Сергеем Яшиным, худруком театра с 1987 года, при назначении Серебренникова был расторгнут. Департамент культуры Москвы на сайте приводит довольно веские цифры: количество зрителей в Театре Гоголя последних лет не превышает 80 тысяч человек в год (примерно в два раза меньше, чем у других театров с залами на 700 мест). В 2011 году на сцену вышла одна премьера. Театр зарабатывал 18 млн рублей в год, что сравнимо с доходами 100-местных театров.
К этому С.А. Капков, руководитель департамента культуры, добавлял: в здании Театра Гоголя с размахом существовал клуб IKRA. (Из рекламы оного: «Трэш-гламурный дизайн IKRA… принес в Москву гротеск и вальяжную роскошь». Адрес клуба указан так же пышно: «Улица Казакова, 8А, трехэтажный особняк Театра им. Гоголя».) Сцену театра еще весной 2011 года (судя по уцелевшим в Рунете афишам) арендовала для своих спектаклей компания «Сюжет»: вот уж голимая антреприза, с Никитой Джигурдой в качестве звезды, с названиями в афише типа «Пробуди в себе мадам» (этот, впрочем, гоняли на несчастной сцене Театра Сац — до прихода туда Георгия Исаакяна), с постановкой «Коварство и любовь» (она точно шла на сцене Театра Гоголя), на каковую продавали билеты на трех сайтах типа «Все скидки Москвы». По цене 70 рублей.
Да, в репертуаре Театра Гоголя есть «Последние» Горького, «Ночь перед Рождеством», «Бешеные деньги», композиция «Мур, сын Цветаевой». Есть и «честные» комедии — «Тетка Чарлея», «Веер леди Уиндемир», но соседствуют они с пьесами типа «Женщин похищать опасно» (из аннотации на сайте театра: «У известного бизнесмена украли жену. Муж почему-то не торопится отдать за возвращение супруги кругленькую сумму»), с пьесой В. Шкваркина «Чужой ребенок» (из аннотации на сайте театра: «Простодушная комедия, невероятно популярная в тридцатые годы, стала поводом со светлой ностальгией вспомнить прошлое»). Что-то из этого поставлено в 2007-м, 2010-м. А «Чужой ребенок» в репертуаре аж с 1995 года.
…Конечно, репертуар обновлялся. Года полтора назад московских критиков звали в Театр Гоголя с уникальным рвением. Соседство с клубом IKRA чему-то выучило младшую часть труппы: такой плотности звонков и мэйлов из какого-либо театра, как перед премьерой спектакля Дмитрия Бурханкина «Божьи коровки возвращаются на землю» в Театре им. Гоголя, я просто не помню. Спектакль же — честное слово! — удручал. Прежде всего размашистой грубостью, плоскостью игры актеров. (Годом раньше ту же брутальную пьесу Сигарева привозили на «Маску Plus» студенты из Самары. Это был их дипломный спектакль. И право, было на порядок лучше.)
Всё вышеперечисленное не мешало творческому горению на улице Казакова. Не то теперь…
Труппа театра размещает негодующее письмо (оно есть в Сети): «Назначение художественным руководителем К.С. Серебренникова, призывающего к свержению принципов системы Станиславского, отрицающего русский психологический театр, — это мощный толчок к гибели российского театра». Есть строки о рейдерском захвате: театр возле Курского вокзала оказался географически близок к «Винзаводу» и другим галерейным кластерам, а Серебренников уже озвучил намерение дать в Театре Гоголя приют и студии SounDrama Владимира Панкова. (Вот уж хороши рейдеры: с их Гоголем, окутанным стихией фольклорного звука, с их чеховской «Свадьбой», проехавшей с успехом 22 города Франции и Испании, с их замечательным спектаклем «ГородОК» по «Истории одного города». Своих стен у этого театра нет.)
7 сентября труппа театра провела митинг против массовых увольнений. Серебренников на нем не был: у него постановка в Берлине. Режиссер прислал театру письмо, предлагая обсудить ситуацию в начале октября, когда он вернется в Москву. По данным «РИА Новости», в письме он отметил, что все, кто проработал в Театре Гоголя 30—40 лет, входят в сферу ответственности нового руководства.
…Тем не менее ситуация — социально тяжелая. Печальная. И понятная.
Но именно социально. Творчески, кажется, всё яснее.
Это Серебренников-то призывал к свержению системы Станиславского? Это Серебренников отрицает русский психологический театр? Да ведь минимум две трети его спектаклей поставлены в Камергерском переулке. И ни одного позорного антрепризного названия в его биографии нет.
Серебренников — при всей резкости, размашистости, гротеске его театра, при замечательных деловых качествах самого Кирилла Семеновича — ставил «Терроризм» (и после мировой премьеры в МХТ братья Пресняковы с этой пьесой стали на пару лет «самыми репертуарными в мире русскими драматургами после Чехова»). Ставил «Мещан», «Лес», «Поручика Киже», «Господ Головлёвых», «Голую пионерку». И даже из пахнущего серой романа «Околонуля» ухитрился сделать болезненно сильный спектакль о нашем времени (запах серы лишь усилился).
В его «Головлёвых» сыграли чуть ли не лучшие свои роли Алла Покровская и Евгений Миронов. «Лес» цвел актерскими работами: Наталья Тенякова, Евгения Добровольская, Авангард Леонтьев, Дмитрий Назаров, совсем молодые — Юрий Чурсин и Анастасия Скорик. (Особенно Скорик — Аксюша с пряменькими плечиками сироты наших дней, с четким пониманием: ни балбес Петр, ни тетрадка с размашисто переписанным Шекспиром ей не защита… Она и рада бы очароваться актерским пылом Несчастливцева, песнями Офелии, святым искусством, да опыт воспитанницы сделал ее невыносимо трезвой. Очень тонкая была работа, тесно связанная с «шумом времени».)
И даже самые «звездные», громыхающие и внутреннего содержания лишенные спектакли Серебренникова (а были и такие — «Женитьба Фигаро», «Трехгрошовая опера») все же соответствовали завету Ермолая Лопахина: «Всякому безобразию есть свое приличие».
Оное приличие Серебренников соблюдал. В отличие от антрепризы «Сюжет».
Никаких глобальных выводов из этого противостояния делать не хочется.
«Новая газета» будет следить за дальнейшим развитием ситуации вокруг Театра Гоголя.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»