Олег Буклемишев , директор Центра исследования экономической политики МГУ
Упавший как снег на голову в разгар бабьего лета президентский Указ «О защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности» поверг в шок и трепет даже видавших виды чиновников и коммерсантов...
И так не слишком уж сладкий, хлеб экономического комментатора в России с каждым днем все больше горчит, ибо находить рациональное зерно в решениях российского руководства и переводить их на нормальный человеческий язык становится все сложнее и сложнее.
Упавший как снег на голову в разгар бабьего лета президентский Указ «О защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности» поверг в шок и трепет даже видавших виды чиновников и коммерсантов. Этот документ запретил стратегическим предприятиям и их «дочкам» без специального правительственного разрешения раскрывать органам иностранных государств, их объединений и международных организаций любую информацию о своей деятельности (кроме связанной с эмиссией ценных бумаг или информации, все равно раскрываемой по нашим законам), а также изменять по их требованию коммерческие контракты и продавать доли в иностранном бизнесе.
Несомненно, появление указа вызвано недавним конфликтом «Газпрома» с Еврокомиссией, затеявшей антимонопольное расследование деятельности концерна на территории ряда восточноевропейских государств. Гораздо сложнее понять, чего, собственно, добился концерн, в горячке пролоббировавший этот чрезвычайно сырой документ, от которого тут же открестились все профильные ведомства.
Общеизвестно, что операционная самостоятельность газовой монополии и так давно сведена к минимуму, все сколько-нибудь значимые решения принимаются вовсе не на улице Намёткина. Проблематика «Газпрома» занимает в повестке практически любых российских политических контактов в Европе если не заглавное, то уж точно самое почетное место. Более того, подчеркнуто вызывающий тон заявлений и столь явное стремление перенести дискуссии из технической плоскости в зал заседаний саммита Россия — ЕС вовсе не усиливают, а заметно ослабляют позиции российской стороны.
От внимательного наблюдателя не скрылось, что, несмотря на агрессивную риторику, в последние годы концерн неоднократно шел на уступки и смягчал ценовые и прочие условия соглашений с различными иностранными потребителями. Делалось это явно не по причине непосильного политического давления, а потому, что в газовой сфере «рынок продавца» постепенно сменяется «рынком покупателей». К тому же во многом благодаря собственной близорукой политике и непрофессионализму «Газпром» утратил статус надежного эксклюзивного поставщика Европы и стал лишь «одним из». Но вместо пересмотра заведомо проигрышной стратегии концерн уже который год проявляет удивительное умение не замечать окружающих реалий (к слову, то же умение явно прогрессирует и у российских органов власти). Похоже, просто пришло время для более серьезных конфузов, и считать, что «огневая поддержка» кремлевских кураторов способна обратить это время вспять, — по меньшей мере наивно.
Здесь можно было бы поставить точку, но указ касается отнюдь не одного «Газпрома», а всех стратегических предприятий РФ. Изрядно поредевший перечень «стратегов» по-прежнему насчитывает десятки позиций и помимо больших и малых предприятий ОПК и инфраструктуры включает ряд крупных российских компаний, ведущих активную зарубежную деятельность и имеющих солидных иностранных акционеров и партнеров. Это, например, «Аэрофлот», «Алроса», ВТБ, «Зарубежнефть», «Росгосстрах», «Роснефть», «Совкомфлот», «Транснефть», «Интер РАО ЕЭС». Соответственно, эти компании, а также их «дочки» обязаны как минимум время от времени представлять самые разнообразные сведения о себе органам власти зарубежных государств. А тем недосуг будет разбираться, кто виноват в непредставлении этих данных: сама компания или ее государственный покровитель? И они в полном соответствии с законами применят к ней болезненные санкции. И хоть обкричись потом про «ущерб законным интересам России». Не поможет.
Если бы подобная эскалация объяснялась высоким уровнем профессионализма чиновников, то это бы еще куда ни шло. К сожалению, годы отрицательной селекции не прошли даром, и дело обстоит, мягко говоря, не так, поэтому проблемные вопросы все равно будут возвращаться вниз, но уже в более проигрышном виде.
Таким образом, можно поручиться, что этот удивительный указ просуществует в нынешнем виде совсем недолго. Здесь тоже можно было бы поставить точку, но справедливости ради нужно отметить и пользу, которую указ о защите интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности все же успел принести. Он специально проиллюстрировал для непонятливых, — но не режим защиты «Газпрома» или чего-либо еще сокровенного от иностранных захватчиков, — а универсальный принцип взаимодействия российских властей с окружающими. Отныне он звучит так: «Нам наплевать, что вы про нас думаете. Либо вы нас не трогаете, либо пеняйте на себя».
И относится это не только и не столько к внешнеэкономической сфере.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»