Колонка · Политика

О праве частной собственности, Или врать не надо. Ни по телефону, ни под присягой

Юлия Латынина , Обозреватель «Новой»
Я должна сказать, что наш Басманный суд справедливее Лондонского.
Потому что Лондонский суд отказал Березовскому в иске, а наш Басманный, в таких же обстоятельствах, — признал мою правоту.
Дело обстояло следующим образом. Лет десять назад, когда БАБ только впал в опалу, тогда еще приближенный к нему Олег Митволь прибрал к рукам «Новые известия». Собственно, полагаю, что интересовали Митволя не сами «Известия», а премилый особнячок, где они обретались. И ваша покорная слуга, комментируя это дело, заметила, что, мол, Борис Абрамович вечно оформлял свою собственность на других, как ушлый цеховик оформляет дачу, машину и шубу на молодую жену, а молодая жена бросила старого плешивого еврея и ушла от него к молодому дзюдоисту и дачу с машиной прихватила с собой.
Олег Львович Митволь обиделся и подал на меня в суд. Басманный, вы будете смеяться. А я принесла в суд кучу старых вырезок, в которых Березовский назывался хозяином «Новых известий». И сказала, что если г-н Митволь не согласен с утверждением, что хозяином «Новых известий» был Березовский, то ему надо было подавать в суд еще на авторов этих статей. И суд согласился с моими доводами и отказал в принятии иска Митволя к рассмотрению.
Это я к тому, что Басманный суд справедливее Лондонского.
Второе. Я должна сказать, что очень рада решению. То есть вы, конечно, изумитесь: ну какой Березовский «крыша» «Сибнефти»? Вообще, насколько я слышала, первоначально, когда Березовский подал иск, Абрамович пожал плечами и сказал адвокатам: «Ребята, нет проблем. Я признаю, что он акционер, но я его акции выкупил, и я буду утверждать в суде, что я это сделал по достойной цене». На что адвокаты схватились за голову и закричали: «Ты ничего не понимаешь! Ты когда делал IPO «Сибнефти», не заявлял никакого акционера Березовского! Тебе любой инвестор иск влупит!»
После чего, собственно, и родилась эта удивительная конструкция, которую Абрамович отстаивал в Лондонском суде: Березовский, который на тот момент вертел Россией, как хотел, выстриг «Сибнефть», оказывается, не под себя, а под какого-то никому тогда неизвестного Абрамовича. Просто не Березовский, а Дед Мороз.
Эта удивительная конструкция не имела шансов, и получила эти шансы только благодаря Борису Березовскому. Потому что Борис Абрамович в свое время подал иск к «Форбс» по поводу статьи, в которой он был назван крестным отцом Кремля, и в аффидавите бил пяткой в грудь и заявлял, что акций «Сибнефти» у него нет, и никаких дверей в Кремле ногой для приватизации «Сибнефти» он не открывал.
А спустя несколько лет, на другом таком же Лондонском суде, Борис Абрамович заявил, что акции у него есть, и принялся в подробностях рассказывать, какие двери и какой именно пяткой он открывал.
Я нисколько не сомневаюсь лично, что Борис Березовский действительно был акционером «Сибнефти». Да что там «Сибнефти»! В том кишащем первичном бульоне с неопределенными правами собственности Борис Березовский был акционером всей России. И держал если не контрольный пакет, то блокирующий.
Но потом акционеры у России сменились. И Березовский свой статус потерял. И несмотря на то что Роман Абрамович мог его бортануть, как это делало на месте Абрамовича абсолютно большинство российских рейдеров, — Абрамович выплатил Березовскому до черта денег. 170 млн за 49% ОРТ, 1,3 млрд долд. за 50% «Сибнефти» и 500 млн долл. за 25% РУСАЛа.
Между прочим, Дерипаска в такой же ситуации послал Михаила Черного лесом.
И я никак, убей меня бог, не чувствую, что Абрамович пожмотничал. Покупали «Сибнефть» за 100 млн долл., а за половину Березовский получил 1,3 млрд долл. В стране, где цена твоей доли зависит от твоего статуса, это была царская оценка.
И я думаю, что это, по существу, судья и решила.
И еще один момент, насчет неформального ownership. Как всем хорошо известно, у Владимира Владимировича Путина в бизнесе доли нет. У Березовского — согласно решению английского суда — не было доли в бизнесе Абрамовича, а у Владимира Владимировича нет доли в бизнесе Тимченко. И в бизнесе Ковальчуков доли нет. И в бизнесе Ротенберга. Нет же, правда? Зуб даю, нет.
И это значит, что если будет Лондонский суд по этому поводу лет через пять, то он вынесет точно такое же решение. О том, что Владимир Путин — честнейший человек. И что никакой доли в бизнесе всех поименованных господ у Путина нет.
Разве что Роман Абрамович, как человек честный, не подведет. В общем, есть повод доверять Роману Аркадьевичу.