В Махачкале, Петербурге и Москве дерутся фанаты. А чем занято спецподразделение по борьбе с экстремизмом?
На прошлой неделе в Москве случились очередные стычки во время и после футбольного матча между «Анжи» и голландским АЗ, состоявшегося в Черкизове. Впрочем, голландцы, как и собственно футбол, к скандалу не имели отношения. На матче и после него произошли столкновения между московскими и дагестанскими футбольными болельщиками. Они стали логическим продолжением конфликта, который развернулся сначала в прошлые выходные в Махачкале, где в подтрибунном помещении, по информации фанатов гостившего в Дагестане «Зенита», были жестоко избиты два их товарища, а затем в Петербурге, где в качестве «акции возмездия» было совершено нападение на кавказцев возле «Макдоналдса».
На этом фоне было понятно, что матч в Черкизове станет очередным очагом напряженности. Так и вышло. Болельщики «Локомотива» (хозяин арены) и других московских клубов пришли на стадион для того, чтобы болеть против дагестанцев, и в течение всей встречи скандировали оскорбительные речовки, в том числе националистические, и бросали на поле запрещенную пиротехнику. А по завершении матча на станции метро «Чистые пруды» группа молодых людей (по данным «Новой» — около 60 человек) напала на вагон, в котором ехали болельщики «Анжи». От масштабного кровопролития спасло то, что в вагоне находились сотрудники полиции.
Кстати, к действиям московской полиции особых вопросов нет: они не устроили побоища на стадионе, хотя действия части болельщиков на это явно провоцировали, а что касается стычек, которые случились в метро и, по некоторым данным, на улице, то их предотвращение — это задача других подразделений.
Есть, например, в структуре полиции центр «Э», единственной задачей которого является борьба с экстремизмом. Запланированные столкновения граждан на межнациональной почве — это, конечно, экстремизм в чистом виде. Можно ли было их предотвратить?
Источники «Новой» в околофутбольных кругах, в том числе очевидцы событий, рассказали, что к акциям и на стадионе, и в метро не имеет отношения ни одна из крупных фанатских группировок. Произошла своеобразная самоорганизация фанатов, причем разных московских клубов, которые националистически настроены, но в то же время не являются и активными участниками каких-либо ультраправых организаций. Эти молодые люди, скажем так, испытывают постоянную потребность к конфронтации с кавказцами, в том числе к силовой. И матч в Черкизове стал удобным поводом для того, чтобы начать «охоту».
Кстати, подобные тенденции не менее опасны, чем формирование жестко организованных и законспирированных боевых групп националистов. Ведь это просто проекция нездоровых общественных отношений на конкретную ситуацию.
Тем не менее предотвратить акцию в метро было можно. Ведь ее согласование, так или иначе, происходит в интернете, а значит, поддается мониторингу. Это то, чем на самом деле должен заниматься пресловутый центр «Э», который сейчас бросает все свои силы (немалые в организационном и техническом отношении) на борьбу с несистемной оппозицией и просто недовольными политической ситуацией в стране гражданами. И здесь у них хватает времени и усердия и на мониторинг сетевой активности, и на «превентивные» задержания участников протестных акций.
В подготовке публикации участвовали
**Али ОСМАНОВ**
А в это время в Петербурге
Следователи Северной столицы ведут сразу два уголовных дела по фактам фанатских столкновений. Так как и инцидентов за последние дни разразилась пара: в Махачкале (19 августа) и в Петербурге (22 августа). Каждая из сторон в одном деле — потерпевшая, в другом — обвиняемая.
«Новая» рассказывала об этом происшествии ([см. № 95 от 24.08.2012 года](http://www.novayagazeta.ru/society/54110.html)). Около 21.30 в минувшую среду у кафе «Макдоналдс» на Московском проспекте поклонники «Анжи» (не более 20 человек) ждали автобус. Готовились ехать в Москву на матч между махачкалинской командой и нидерландской (Alkmaar Zaanstreek). Неожиданно в совершенно пустой двор рядом с кафе с криками влетели не менее 50 молодых людей (от 16 до 25 лет) в разноцветной спортивной одежде, с натянутыми на головы капюшонами и надвинутыми на глаза кепками. Кинули на тротуар дымовую шашку. А затем бросились избивать стоящих возле «Макдоналдса» лиц кавказской национальности. По словам очевидцев, «метелили всех подряд». Трое граждан Дагестана (30—32 лет) с серьезными травмами попали в реанимацию, где находятся до сих пор.
23 августа ГСУ СК РФ по Петербургу возбудило уголовное дело по ст. 213 ч. 2 УК РФ «Хулиганство». По горячим следам оперативники задержали шестерых подозреваемых. Обещали продолжить поиски других участников потасовки. Однако 24 августа отпустили и уже найденных, двоих из них признав непричастными. Как объяснили «Новой» в городском главке, проделан значительный объем следственных действий, задержанных допросили, провели у них обыски. Если выяснятся новые обстоятельства, четверо молодых людей могут быть взяты под стражу в любой момент.
На фоне стабильно тяжелого состояния пострадавших граждан из Дагестана следствие заявило о возможной переквалификации преступления в отношении них по более тяжкой статье — 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Пока этого не случилось.
— В отличие от «хулиганки» возникает угроза реальных сроков, — прокомментировали «Новой» следователи, — но только если виновных найдут, докажут их причастность к преступлению и злой умысел.
— Спланированности, четкой организации, может, и не было, — допускают оперативники. — Но приверженцы сине-бело-голубых знали, что автобусы с болельщиками традиционно отправляются в столицу от «Московской», место сбора фанов «Анжи» и время. Стихийным нападение считать нельзя. На футбольных форумах и сайтах накануне петербуржцы обсуждали идеи и планы «отмщения» гостям с Северного Кавказа за неприятности 19 августа в Махачкале.
По рассказам зенитовских фанатов, после игры на стадионе «Динамо» в дагестанской столице люди в масках и черных футболках затащили нескольких парней из Питера в помещения под трибуной, где били дубинками и ударами электрошока.
— 24 августа один из избитых — Александр Румянцев — попал в реанимацию, — рассказал «Новой» лидер «Невского фронта» (одна из фанатских групп) Александр Алеханов. — С воскресенья он испытывал сильные боли, но в Дагестане к медикам обращаться не стал. В пятницу же потерял сознание за рулем автомобиля.
Врачи обнаружили у Румянцева закрытую травму живота пятидневной давности, острый посттравматический панкреатит, ферментативный перитонит и экстренно прооперировали. Телефонограмма из больницы поступила в правоохранительные органы, и те в тот же день возбудили уголовное дело по ст. 111 УК РФ.
В обоих случаях и полицейские, и следователи отрицают национальный мотив.
Не называют свои столкновения межнациональной рознью и сами фанаты обеих команд. Но на футбольных форумах и сайтах кричат о проблеме: «Фанатские зверства? Пройдитесь по Махачкале с зенитовской атрибутикой перед матчем, тогда узнаете, что такое зверства…»; «В стычках фанатов национального вопроса нет. Это политический вопрос, а не национальный».
**Нина Петлянова,**
соб. корр. «Новой», Санкт-Петербург
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»