В субботу, 25 августа, в клубе «АртеFAQ» пройдет вечер в поддержку «узников 6 мая»: выступит музыкант Алексей Кортнев, участие примут правозащитница Ольга Романова, писатель Виктор Шендерович, художник Герман Виноградов, а также наш главный редактор Дмитрий Муратов и многие другие. Ведущими вечера решили сделать адвокатов Полозова и Фейгина. Будет проведен аукцион и собраны пожертвования для передачи «РосУзнику». «Новая» поговорила с одним из участников вечера — актером Александром Филиппенко.
Не время пустых разговоров. «Я не мог не участвовать в этом мероприятии. Я давно знаю и люблю его участников, я давно читаю и люблю «Новую газету», и я не люблю несправедливость, ложь и насилие».
Соглашаясь участвовать в благотворительном вечере, Александр Филиппенко придирчиво выяснял, каким образом будут собираться деньги для арестованных: с помощью билетов, пожертвований, аукциона? И удивился, когда услышал, что на вечере зрители будут стоять во дворе, а выступающий — вести «разговоры со зрителем». «Какие разговоры? Сейчас не время пустых разговоров. Деньги, деньги на оплату адвокатов — вот это я понимаю!»
Про помощь «болотным узникам». «Я хочу одного: чтобы была возможность справедливого разбора этого события. Чтобы разобрался справедливый суд и решил, что и как. Действительно надо людям помочь, чтобы не считали, что они иностранные агенты и получают в Госдепе деньги. Я тоже смотрел видео и составил свое впечатление: там не всё гладко и справедливо. А уж что произошло после 6 мая, вот сейчас, до этого дня! И Pussy Riot, и все вместе… Слова уже не нужны. Это как у нас в спектакле у Юрского: «Слова потеряли смысл!» Актерам не надо много говорить. Все, что я хочу сказать, — я говорю со сцены. Я — переводчик с авторского на зрительский. Все есть у Пушкина, у Гоголя, у Пастернака… Но нужно, как писал Левитанский, «не пролистнуть нетерпеливою рукою, а задержаться, прочитать и перечесть». У них ты найдешь ответы на все вопросы, только в одном случае для души и ума нужен Бунин, а в другом — Высоцкий».
Про молодежь. «Когда на моих концертах молодежь приходит за кулисы, глаза горят: «Спасибо вам, спасибо», а я спрашиваю: «Что ж вы так плохо реагировали, когда я говорил: «Август 68-го, август 68-го, танки идут по Праге!» Они через паузу отвечают: «У нас в 68-м родители только в школу пошли».
Уже довольно давно я осваивал новые телевизионные технологии на съемках классической «мыльной оперы» «Бедная Настя». Выяснил для себя все плюсы и все «опасности» этой затеи, и… почти физически почувствовал, как по всем коридорам, гримерным, павильонам растекается новая, молодая энергия. «Пришли другие времена, пришли иные имена». А нынче умные люди, профессионалы пера, надеюсь, предупредят тех, кто навязывает нам свои решения: время изменилось, введите эту поправку в ваш «компьютер». Для себя я ввел в одну из литературных программ стихи Слуцкого: «Когда мы вернулись с войны, я понял, что мы не нужны». Но все это я не к тому говорю, а к тем условным 48 процентам, кто не ходит на выборы: придите! А потом все-таки пойдите в библиотеку и прочтите написанное между строк».
Про бессилие миллионов и могущество единиц. «Что может сделать один человек? У нас в студенческом театре была такая миниатюра: выходил человек и говорил в зал: «Что я мог сделать один?» Потом выходила девушка: «А я что могла сделать одна?» — «А что я мог один?» Так выходило человек 20. И вдруг они из общего шума ловили один ритм и строем уходили со сцены, скандируя: «Что я могу сделать один?»
Про собственный опыт. «На Манежную я пришел сам, надвинув кепочку пониже. Вот здесь недалеко, на Спиридоновке, в 89-м я пошел на многотысячный митинг… На Вацлавской площади как я оказался — это просто знак судьбы. Были съемки в Чехословакии в ноябре 89-го. Был перерыв в съемках, я приехал к друзьям в Прагу, а они говорят: «А у нас революция!» Что вспоминается: веселое, доброе шествие. И огромное количество молодых людей с сумками, и, если ты протягивал руку, тебе давали листовку: «Опасайтесь провокаций». Это было самое главное. Что и случается у нас сплошь и рядом на митингах и шествиях».
О российской «бархатной революции». «Должно получиться! Как у Жванецкого: «В мире еще существуют люди, которых интересует игра ума. Из них некоторых интересуют размышления. Из них некоторые интересуются сомнениями, что дает нам огромную возможность надеяться». Основное мое послание, повторюсь, к тем 48 процентам, которые не пришли на выборы».
Слово «выбор» часто звучало во время нашего разговора. «Главное, чтобы у человека был выбор», — повторял Филиппенко и декламировал знаменитое стихотворение Юрия Левитанского: «Каждый выбирает для себя// Женщину, религию, дорогу.// Дьяволу служить или пророку…» Правда, наотрез отказался объяснять, чем его так «цепляют» эти строки. Потому что зритель, слушатель, читатель должен думать сам.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»