Нелепость, ужасная нелепость унесла его из жизни. Человека, бесконечно любившего жизнь. Человека, который не умел не работать, не умел не искать, не умел быть немилосердным. Сегодня меня спрашивают: а что, Федоров человек прошлого? Или будущего? Более чем убежден, это уникальный человек будущего, человек высокой порядочности, добротворения и человеколюбия. Он проповедовал народный социализм. Но его социализм был очень занятен. Святослав говорил, что его понимание жизни — это справедливость, справедливость и еще раз справедливость. Но справедливость христианская, основанная на личном труде, на личном интеллекте человека, на личной собственности. Он с самого начала своей общественной деятельности говорил: человек без собственности — раб.
Вот это соединение справедливости, собственности и труда и есть в его понимании то, что он называл народным социализмом.
Я не один раз говорил с ним об этом, но он был настолько убежден в своих взглядах, что всякая разноголосица исходила из его душевного склада, ибо Святослав всегда искал нечто новое, справедливое. Он человек будущего. Уникальный человек. Он сеял добро. И не абстрактно, как многие политики, а конкретно. Он возвращал людям зрение, физическое зрение и стремился открыть глаза людям духовно, помочь им найти свой путь в жизни, свое личное определение смысла жизни.
Он был с неуемным характером. Увлекался всем. Писал, творил свою жизнь, как поэт. Метался, мучился, но всегда делал это с улыбкой, повторяя настойчиво, что человек сотворен делать добро.
Конечно, он был прагматик. Прагматик в том плане, что всегда исповедовал идею здравого человеческого смысла. И здесь он был глубоко убежденным романтиком, который не сводил человеческую деятельность к механическому исполнению неких функций, он во всем видел творчество. Ибо не раз говорил: плоды человеческого труда и интеллекта — главное, к чему призван человек в его секундах жизни на этой Земле.
Добрый человек. Гостеприимный, милосердный. Действительно, великий человек настоящего и уникальный человек будущего. И нет ему равных в его жажде к созидательной жизни, к творению счастья.
Александр ЯКОВЛЕВ,
академик РАН
* Печатается по книге «Святослав Федоров. 600 тысяч часов полета. Книга памяти», М., 2005.
Святослав Федоров. Вижу выход*
Самое главное богатство, самый большой капитал любого общества — инициатива человека и его трудоспособность. Если бы этот капитал был положен в основу перестройки, то экономическая тоталитарная система смогла бы достаточно быстро превратиться в демократическую эффективную рыночную экономику. Но именно этого-то и не произошло.
На протяжении многих веков наши предки из Киевской, Новгородской и Московской Руси прошли лишь три стадии развития цивилизации: натуральное родовое хозяйство, крепостничество и наемничество. Огромное большинство народа никогда не обладало экономической свободой, так как средства производства, земля и природные богатства всегда принадлежали «элите» (начальникам), охранялись стражами (армия, полиция и бюрократия). Народ должен был работать за «пайку», а если кто-то не хотел мириться с этой системой, его уничтожали.
Длительный геноцид почти убил в народе сам дух свободы, предпринимательства, желание быть самодеятельным гражданином, но главное — длительное угнетение привело к непониманию самой цели и смысла жизни. Трудно считать человеку свою жизнь счастливой, если каждый день он думает только о том, как добыть средства пропитания, чем прикрыть свое тело и как получить крышу над головой.
Наша страна имеет сегодня уникальную возможность передать огромную собственность на средства производства непосредственным производителям товаров и услуг. Как показала практика, мировая и российская, предлагаемое современным правительством создание акционерных обществ этой задачи не решает и не решит.
Существующие властные структуры закрепляют наемничество с отделением человека от результатов его труда. Эти набирающие опасную силу процессы происходят при практически распавшейся системе управления государством и обществом и усугубляют распад экономики, что позволяет антиобщественным по своим целям, коррумпированным и мафиозным структурам заявлять о своих претензиях на политическое управление обществом.
Как преодолеть этот тупик? Выход вижу в решении двуединой задачи.
Первая ее часть — создание такой системы управления страной, при которой государство уже не может стоять над обществом, отбирать различными способами заработанное нами, душить налогами того, кто создает основную массу продуктов питания, товаров и услуг, доходную часть общефедерального бюджета.
Коротко говоря, речь должна идти о создании в нашей стране производственного, общественного и территориального, то есть, по сути дела, народного самоуправления, органически входящего в единую систему управления обществом. Этим самым может быть воплощен не на словах, а на деле фундаментальный принцип демократии, что единственным источником власти во всех ее проявлениях является наш многонациональный народ.
Новый строй можно назвать народным капитализмом. И не надо бояться этого термина. Потому что становым хребтом такого строя призваны стать народное самоуправление, экономическая свобода каждого из нас и наличие миллионов граждан, коллективно владеющих средствами производства, то есть собственников-производителей в городе и деревне, права которых должны быть защищены законом.
Вторая часть — создать соответствующий государственный аппарат, мощный слой так называемых служилых людей. Это государственные служащие, люди в армейской форме, милиция, служба безопасности, казачество, а также интеллектуальная элита, ученые, врачи, учителя, творческая и рабочая интеллигенция в самом широком смысле слова.
Именно на этом двуедином фундаменте может быть построено общество социального согласия и справедливости, где не могут быть оставлены без внимания такие слои населения, как инвалиды, пенсионеры, студенты, молодые и многодетные семьи.
Со всей ясностью хочу подчеркнуть, что речь идет о двух базовых основах гражданского общества в России, тесно между собой связанных и взаимодействующих. Ведь без мощного слоя собственников-предпринимателей невозможно существование материально обеспеченных слоев служилых людей и интеллигенции, а без высокоэффективной работы государственных служащих невозможны успешное и безопасное существование слоя собственников, профессиональная борьба с коррупцией в обществе. Безопасность жизни и деятельности всех граждан осуществляется и поддерживается именно государством, за которым сохраняются значительные координационные и регулирующие функции.
Перемены, о которых идет речь, давно уже стали предметом выстраданного ожидания большинства населения России. Имея опыт предпринимательства в СССР, России и за рубежом, понимая основные задачи в становлении самодеятельного производителя и его нужды, я пришел к выводу, что настало время для консолидирующей политической организации, последовательно утверждающей систему демократических ценностей.
Предлагаю назвать такую организацию ПАРТИЕЙ НАРОДНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. А девизом ее сделать слова моего однофамильца, замечательного русского философа-гуманиста Николая Федорова — ВМЕСТЕ СО ВСЕМИ, РАДИ БЛАГА ВСЕХ!
Буду благодарен всем людям труда и производственным коллективам, а также тем общественным деятелям, отечественным предпринимателям и банкирам, кто выступит в поддержку этой идеи.
* Опубликовано в газете «Третье сословие» (август 1994 г.).
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»