Сюжеты · Общество

Министерская взаимопомощь

Эдуард Днепров предлагает новому министру созвать Съезд учителей уже на осенних каникулах

Эдуард Днепров предлагает новому министру созвать Съезд учителей уже на осенних каникулах
Эдуард Днепров, академик Российской академии образования, министр образования РФ в 1990-1992гг. – первый и последний избранный министр, - находится в клинике – стентирование. 23 июля во время операции у него произошла остановка сердца, но Днепров выкарабкался. Правда, вместо трех стентов хирургам удалось поставить только два. Но Днепров – министр образования времен перемен и ожиданий, - и перед операцией в хирургической палате думал об образовании. Он написал и передал в редакцию рукопись - свои предложения новому министру – Дмитрию Ливанову.
У Днепрова – особая роль среди экспертов. В конце 80-х-начале 90-х Днепров был руководителем и несомненным лидером ВНИК «Школа», подготовившего закон «Об образовании», который ЮНЕСКО признало лучшим в Европе. А, по сути, этим коллективом был подготовлен цивилизационный сдвиг, который помог школе выпрыгнуть из тоталитарной системы.
Вот новые наказы Эдуарда Днепрова.
Первые шаги нового министра интересны, а особенно симпатично то, как он сформировал свою команду. Хотелось бы пожелать успеха в трудном деле реального обновления и развития отечественного образования. Позволю себе высказать некоторые соображения о необходимых первоочередных шагах министерства, и по проекту закона «Об образовании в РФ».
Чтобы мобилизовать вокруг министерства образовательное сообщество и включить его в реформаторскую деятельность, есть первые семь шагов.
Надо запросить предложения регионов по двум позициям: по совершенствованию работы Министерства и по необходимым изменениям в системе образования РФ. Внести эти предложения на обсуждение августовских педагогических конференций, а затем подготовить свод материалов этих обсуждений.
А следом - начать подготовку Всероссийского съезда работников образования (последний прошел в 1988 году!), ориентируясь по срокам на осенние каникулы, ноябрь 2012г. На обсуждения Съезда вынести два вопроса: проект закона «Об образовании в РФ» и стратегию развития российского образования в среднесрочной перспективе (2012-2020гг.).
Срочно в образовании надо сократить количество и объем отчетности.
Ввести добровольность ЕГЭ (только для поступающих в вузы); проводить ГИА после основной школы в прежней «школьной» форме – как традиционные экзамены.
Чтобы стандарты общего образования реально продвинулись в школу, надо подготовить в дополнение к ним «Примерные программы» по всем учебным предметам - на базовом и профильном уровнях, - и методические рекомендации по их освоению. (Как это было сделано при создании стандартов первого поколения в 2003г.).
А чтобы придать учителю уверенности, кроме этой методической поддержки, надо отменить нынешнюю унижающую систему аттестации и разработать новое Положение об аттестации педагогических кадров.
Четыре последних предложения могут быть реализованы до съезда.
Мои замечания по проекту закона «Об образовании в РФ», который, как мне кажется, значительно лучше предшествовавших вариантов, касается трех принципиальных моментови, кроме того, – ЕГЭ.
Я разделяю точку зрения, что ПТУ в их нынешнем виде исторически себя изжили (главы 9 «Профессиональное образование»), и что их необходимо поднять на уровень среднего профессионального образования (СПО).
Вместе с тем необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства. Первое, ПТУ были основным образовательным каналом для детей из необеспеченных семей. И второе, они худо-бедно, но все же решали задачу получения общего образования, что важно сегодня, когда законом вводится обязательное бесплатное среднее общее образование.
А значит, необходимо предусмотреть адресную социальную помощь детям, выбравшим путь профессионального обучения и открыть для них каналы получения общего образования (через вечерние, сменные школы и др). То есть надо сделать так, чтобы Учебные центры профессионального обучения не были тупиковыми.
Сейчас в законопроекте есть противоречие: с одной стороны закреплено обязательное сопровождение профессионального обучения общим средним образованием, а с другой, профессиональное обучение определяется как «вид образования», который «не сопровождается повышением уровня образования».
Самая слабая глава в законопроекте – об экономике образования. Уже ее название: «Экономическая деятельность в сфере образования» - неправомерное сужение. Речь должна идти об экономике (экономических основаниях) системы образования в целом, а не только об «экономической деятельности». Название могло бы звучать примерно так: «Экономика системы образования. Регламентация экономической деятельности в сфере образования». Соответственно и содержание должно быть существенно расширено. Пока в главе не говорится ни о принципах экономики образования, ни о самой ее содержательной сути. Нет ничего об экономических механизмам системы образования, о межбюджетных отношениях в этой сфере, о налоговой политике в образовании и налоговых льготах для системы образования и ее инвесторов и т.д. Стыдливо умалчивается и о главном: о финансовых обязательствах государства перед образовательной сферой – в виде доли расходов на образование в ВВП страны.
Хорошо, что президент В.В.Путин крепко вбил в сознание Минфина и образовательных законодателей вопрос о должном соотношении заработной платы в образовании и средней зарплаты по экономике региона (Напомню, того же требовал и первый указ президента Б.Н.Ельцина от 11 июля 1991г. и Закон «Об образовании» 1992 г. Но реализовано это не было). Но и здесь следовало бы сегодня говорить не о зарплате, а о СТАВКЕ работников образования, поскольку среднюю зарплату сейчас определяет работа значительной части учителей на полторы-две ставки.
Сюжет об образовательном кредитовании также совсем бледно прописан в главе: четыре абзаца по три строки. Принципы, характер, виды образовательного кредитования с обязательной отработкой по специальности и без оной (в том числе возвратные, безвозвратные, частично возвратные кредиты) здесь не раскрываются. Все отдается на откуп правительству, хотя многие положения нуждаются в законодательном закреплении.
В статье «Об особенностях распоряжения результатами интеллектуальной деятельности образовательных организаций» вдруг, как черт из табакерки, впервые в проекте возникают «бюджетные и автономные учреждения».Зачем? Почему? И как соотносится данный проект закона с пресловутым 83-м ФЗ, где в худшем виде представлена «экономика образования»?
Еще одно слабое место закона - Статья «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».
Эту статью необходимо убрать. В ней допускается абсолютно неправомерное смешение двух принципиально разных вещей «Основы духовно-нравственной культуры народов РФ» и «Получение религиозного образования». Это смешение явно не случайно: оно отражает безосновательные претензии РПЦ на монополию в сфере «духовно-нравственной культуры» и «духовно-нравственного воспитания». Эту предельно спорную, а, по сути, ложную претензию недопустимо закреплять в законе. Каждому образованному человеку, хоть сколько-нибудь знакомому с русской литературой и великой русской культурой, понятно, что «духовно-нравственная культура» и «духовно-нравственное воспитание» далеко не исчерпываются курсом истории мировых религий (и, тем более, учебными модулями, отражающими каждую из этих религий).
Очевидно и то, что вопросы изучения «духовно-нравственной культуры» не являются предметом закона. Они рассматриваются даже не на уровне образовательных стандартов, а на уровне учебных планов и учебных программ. А вопросы получения «теологического и религиозного образования» не могут быть предметом рассмотрения и регламентации в светском государственном законе «Об образовании». Это - дело церковных установлений.
Ничего не убудет в проекте закона, если убрать из него статью о ЕГЭ.
Во-первых,вряд ли в законе следует давать характеристику ЕГЭ как «формы объективной оценки достижений…», поскольку это абсолютно не соответствует действительности.
Во-вторых,до сих пор считается не проясненным вопрос, нужен ли ЕГЭ для всех, в частности для тех, кто не стремится в вузы.
В-третьих,стоит ли этой статьей проекта перекрывать возможности маневра в поисках оптимальных форм итоговой аттестации и в переосмыслении самого ЕГЭ. Ведь очевидно, что за последние годы (не без активного участия ректора МГУ В.А.Садовничего) ЕГЭ претерпел существенные трансформации. И то ли еще будет…
С наилучшими пожеланиями и поклоном. Э.Д.Днепров