Как в Касимове выбирали депутатов, один из которых станет сенатором
Касимов — это провинциальная обаятельность и неустроенность, близкая к разрухе: обихоженный центр и дышащие на ладан дома по окраинам. Постоянные перебои с теплом и электричеством. Дорог нет. В общем — полное ЖКХ. Такие города всплывают в медийном пространстве только в связи с юбилеями (в 2007 году Касимову исполнилось 850), ну или если случилось что-то экстраординарное. Подобным ЧП политического свойства и стали досрочные выборы в местную думу, продлившие бурный электорально-болотный сезон. Основная интрига — участие в них видного функционера «Единой России» Алексея Чеснакова.
Люди знающие уверяют, что бывшему идеологу сурковского призыва Чеснакову обещано место в Совете Федерации. Но для того требуется соблюсти пустяковые формальности — избраться в муниципальный совет.
Первой эту технологию опробовала нынешний спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Следующим закинул удочку экс-губернатор Ростовской области Владимир Чуб — избрался депутатом сельского совета рыболовецкого поселка Варзуга Мурманской области и теперь представляет в Совфеде интересы рыбаков с их семьями общей численности менее 500 человек.
С Чеснаковым задумано все было солиднее. «Под него» самоликвидировался орган представительной власти 30-тысячного города. Заявленная официальная причина досрочного роспуска местной думы похожа на реплику из театра абсурда: депутаты выполнили все обещанное — надо дать дорогу новым народным избранникам.
О том, что в городе проходят выборы, догадаться было невозможно. Агитации практически не было, как и серьезной конкурентной борьбы между партиями и кандидатами. «Единой России» это вовсе не нужно — чем меньше явка, тем больше шансов, а оппозиции, судя по всему, не очень-то и хотелось. Ну приехал разок лидер «Яблока» Сергей Митрохин…
Ищу здание администрации, местная жительница смотрит как на психа:
— Оно же закрыто — воскресенье.
— Как закрыто? Сегодня выборы…
— Какие выборы? Сегодня — базарный день.
Так что в этот «базарный день» если и была борьба, то между избиркомами и наблюдателями. А наблюдателей было много — порядка двухсот, на некоторых участках — по 12—14 человек. В основном — приехавшие из других городов, и прежде всего из Москвы. Наиболее активные и грамотные — представители ассоциации «ГОЛОС» и движения «Гражданин наблюдатель».
В ТИК ранним утром встречаю тех, с кем познакомился еще месяц назад на выборах в Переславле-Залесском.
— Нас уже начали выгонять с участков. Удалили даже члена УИК с правом совещательного голоса. По закону не имеют права. Будем оспаривать.
Так что идиллии в плане эффективного сотрудничества между наблюдателями и местной властью, которая имелась на выборах в Переславле, не наблюдалось. Две недели перед выборами председатель местной избирательной комиссии попросту уклонялся от любых встреч. Как следствие — конфликты.
На первом же участке, куда я зашел, председатель комиссии отказался допустить для наблюдения за ходом выборов журналиста с редакционным заданием, оформленным по всем правилам.
— Вы не имеете права быть наблюдателем — на удостоверении нет вашей фотографии.
— Какой закон это предусматривает?
— Я не юрист. У меня есть инструкция ТИК. Я руководствуюсь только ею.
Другой участок.
— Если вы продолжите записывать на диктофон, я вас удалю, — кричит председатель представителю ассоциации «ГОЛОС».
— Так у меня есть разрешение на видеосъемку.
— А на аудио нет.
По информации пресс-секретаря общественного движения «Гражданин наблюдатель», наблюдателями в местную ТИК было подано свыше 50 жалоб: удаление с участков, запрет на фото-, видеосъемку и проч. Документально зафиксированы два вброса — в сейфах обнаружены бюллетени, заполненные в пользу «Единой России», а при подсчете голосов в урнах лежали аккуратно сложенные пачки «правильных» бюллетеней.
После выборов в Переславле за месяц ситуация в стране изменилась существенно: федеральная власть дала понять очень ясно, что с оппозицией переговоров не будет, — «болотный» испуг прошел. Вибрации эти чутко уловила власть на местах. И наблюдатели превратились во врагов, которые мешают правильным выборам. А с врагами не договариваются.
По предварительным данным (вряд ли они существенно изменятся), за «Единую Россию» подано 49,6% голосов, за КПРФ — 28,9%, за ЛДПР — 11,42%, за «Яблоко» — 5,59%. Из десяти депутатских мест по одномандатным округам восемь получат единороссы. Алексей Чеснаков отправится в Совет Федерации.
Комментарий
Алексей ЧЕСНАКОВ, заместитель секретаря президиума генсовета партии «Единая Россия»
— Я уверен, что прошедшая избирательная кампания пойдет на пользу как Касимову, так и системе муниципальных выборов в целом. Любому политику из Москвы необходимо пройти через муниципальные выборы для понимания того, как законы, которые принимаются и обсуждаются на федеральном уровне, работают на муниципальном уровне. Я считаю, что все депутаты Госдумы от партии «Единая Россия» должны иметь опыт работы на уровне муниципальных представительных органов. Подобный опыт, на мой взгляд, мог бы улучшить качество законов.
Что касается оппозиции, то известно, что проигравший всегда недоволен. Большинство их тех нарушений избирательного законодательства, которые были замечены оппозиционными кандидатами и наблюдателями, мы обязуемся разобрать. Среди них есть как справедливые замечания, так и не очень. Надо понимать, что избирательная компания это не только соревнование за результат, но и соревнование за его интерпретацию. Тем не менее, разрыв между «Единой Россией» и ее главными оппонентами не оставляет сомнений в победе.
Все разговоры по поводу того, что городская дума была распущена ради меня, безосновательны. Чтобы стать депутатом муниципального образования и в перспективе претендовать на статус члена Совета Федерации, нет необходимости распускать ни один из представительных органов. Для этого достаточно стать муниципальным депутатом какого-нибудь сельского поселения. Никто бы не пошел на такой политический шаг, как роспуск городской думы второго по численности города в области ради какого-то депутата. Очевидно, что проблема кроется в интерпретации. Не скрою, что все эти версии на время избирательной компании пошли мне только на пользу. До публикаций подобного рода в СМИ, обо мне мало кто знал в Касимове.
Записала Диана ХАЧАТРЯН
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»