Сюжеты · Общество

На допрос... к депутату

Народным избранникам в ФРГ подотчетны даже самые засекреченные службы

На днях вынужден был покинуть свой пост Хайнц Фромм, 12 лет руководивший Федеральным ведомством по защите Конституции. Поводом послужил скандал с NSU ("Национал-социалистическое подполье») в лице безработной Беаты Цшепе, профессорского сынка Уве Мундлоса и бывшего армейского эксперта по оружию Уве Бернхардта. На счету этой троицы, как минимум, десять жизней...
На днях вынужден был покинуть свой пост Хайнц Фромм, 12 лет до того руководивший Федеральным ведомством по защите Конституции, (BundesamtfürVerfassungsschutz). Поводом послужил скандал с NSU ("Национал-социалистическое подполье») в лице безработной Беаты Цшепе, профессорского сынка Уве Мундлоса и бывшего армейского эксперта по оружию Уве Бернхардта. На счету этой троицы, как минимум, десять жизней. Включая служащую полиции, убитую ради ее табельного пистолета. («Нация и неонаци», «Новая газета», №136, 5.12.2011г.).
Начиналось все в восточногерманском городе Йена. Там Уве и Уве взорвали 22 года назад небольшую бомбу перед театром. К счастью, обошлось без жертв. Но дальше – горше. Пошли ограбления банков, затем, раз-два в год, расстрелы владельцев «донёрных», овощных лавок, крошечных интернет-кафе... Погибло восемь уроженцев Турции и один грек.
Лишь на 14-й год террора, после ограбления очередного банка, 4 ноября минувшего года, полиция настигла убийц неподалеку от родных мест. Перед тем как застрелиться в жилом вагончике на колесах, Мундлос и Бенхардт позвонили подельнице. И она взорвала «малину» бандитов в Цвиккау. А сама сдалась.
Местные СМИ уже тогда распирало от возмущения: оказалось, что в лица и головы переселенцев с германскими, как правило, паспортами, стреляли все эти годы из одного и того же короткоствольного нарезного оружия чешского производства, найденного в полусгоревшем автовагончике бандитов. Но полиция исправно информировала о «межэтнических мафиозных разборках, не связанных между собой».
Лишь после гибели террористов министр внутренних дел Тюрингии Йорг Гайберт вынужден был признать: «имели место существенные профессиональные и структурные недочеты». Проще говоря, задолго до серии этих преступлений оперативные службы земельного ведомства по охране конституции получали от своего агентурного аппарата донесения о данной неонацистской ячейке. И о ее планах вооружиться для «мокрых» дел. Однако данные не получили правильной оценки, были приняты за слухи и похоронены в низовых архивах.
Потом коллеги из итальянской службы безопасности дали наводку на слет европейских неонацистов в бельгийском городке Ваасмунстер, где подробно обсуждались планы организации терактов против мигрантов в ФРГ. И снова от немецких «силовиков» не последовало никакой реакции.
Как следствие – чрезвычайная парламентская комиссия бундестага. Для ее создания, согласно параграфу 44 Основного закона ФРГ, требуется согласие всего четверти всех законодателей. Ведущую роль при анализе ошибок засекреченных ведомств сыграла именно оппозиция: три социал-демократа, два либерала из СвДП и по одному депутату от Левой партии, а также «Союза-90/Зеленые».
Члены следственной комиссии наделены обширнейшими полномочиями. Председательствующий Себастиан Эдати может вызывать на допрос хоть министра, хоть даже бундесканцлерин Меркель. Коль того дело потребует. Уклоняющихся, согласно Закону, могут взять под стражу или крупно оштрафовать.
Именно такой жесткий контроль со стороны народных избранников и поспособствовал упоминавшейся выше отставке главы «Ферфассунгшутца». Скорее всего, далеко не последней.