Сюжеты · Общество

Что стало причиной крымского наводнения и кто ответит за смерть более 170 человек. Специальный репортаж, 9 июля, утро

Евгений Титов , собкор по ЮФО
**Возбуждено уголовное дело по факту массовой гибели людей во время наводнения в кубанском городе Крымске. Расследовать его будет Следственное управление СК РФ по Южному федеральному округу. В ночь с 6 на 7 июля в Крымске, Новороссийске и Геленджике выпало до 5-ти месячных норм осадков. Затоплено 5 тысяч домов. Но преступной безответственности государственных мужей простые люди противопоставили свой героизм. Крымск хоронит жертв и не может прийти в себя. Успокаивать народ ездит лично кубанский губернатор, которого освистывают. Люди не могут простить того, что их не предупредили о приближающейся воде. И только объективное расследование причин трагедии сможет разрядить обстановку.**
 
# Тьма воды
«Электричества нет, ночь, я ничего не могу понять.  Приоткрыл входную дверь, а волна хлынула внутрь. Мы давай собирать документы, а все плавает. Я схватил дочку на руки. Выйти уже не можем. Стали с женой кричать. Рядом на мосту какие-то люди. Давай швырять нам веревку, я поймал, и они нас тянуть стали. Я одной рукой держал дочь, другой веревку. Супруга сзади вцепилась.  А маму волной вынесло на крышу. Она там смогла зацепиться». Так эти страшные минуты вспоминает житель крымской улицы Троицкой Игорь Ткаченко.
«Дождь шел стеной, потоком, — рассказывает Ирина Дмитриева с той же улицы Троицкой. – После часа ночи вода во дворе стала по щиколотку. Мы с мужем решили пойти глянуть, что происходит на речке. Перешли через дорогу, а вода уже по колено стала. Решили вернуться, а вода уже по пояс. Вода стала подниматься прямо на глазах, это было видно. Мы тогда давай на мост, там возвышение. А если бы вернулись домой, погибли бы».
Жильцы многоэтажки по улице Вишневой, 1, спасли 70 человек. Водный поток нес людей мимо. Была придумана технология спасения: к концу веревки привязывается бутылка с водой, которая бросается как можно дальше. Человек, которого несет водный поток, эту веревку ловит, после чего несколько человек вытягивают ее на сушу.
Были и другие способы. «На фонарном столбе мужчина держался час сорок минут. Все время кричал, – рассказывает жительница улицы Вишневой Лариса Чуйко. –  Тогда парень выпил водки, сел в надувную лодку, к ней привязали трос, который держали восемь человек. Стали лодку спускать по воде к столбу. Мужчина на столбе не выдержал и ушел под воду, но парень в последний момент успел его схватить за руку. Как он смог в этой лодке удержаться, не знаю. Их обоих вытянули» (позже «Новая» попробует разыскать парня из лодки, потому что за такие поступки надо награждать).
 
# После потопа
По официальной информации, высота волны в Крымске достигала восьми метров. Но, сметая на своем пути одни улицы, волна обходила другие. На улице Синева лежат искореженные заборы и помятые легковушки, а рядом на улице Ленина цветут клумбы и работают магазины. Это два разных города под одним названием.
На крымском автовокзале вместо пола – грязная жижа по щиколотку. В ней тонут разбитые банкоматы, компьютеры, кресла, холодильники для мороженого. Сейчас грязь пытаются смывать из шлангов, но, кажется, эта задача  непосильна. Зато через окно, выходящее на улицу, пассажирам продают билеты. Вокзал работает назло и вопреки беде. Как во время войны.
Через дорогу – гипермаркет электроники. На первом этаже — мешанина из компьютеров, стиральных машин и плазменных панелей пополам с пылесосами и тостерами. «У меня ущерб на 15 миллионов, — говорит владелец магазина Виталий Малютин. — Восстановить ничего невозможно. И я впервые не знаю, что делать».
За его магазином находится гипермаркет, у которого фактически нет одной стены.  А неподалеку на местном стадионе лежат вверх брюхом легковушки. Какой-то человек ходит по воде в забродах и уже нашел алюминиевую раковину.
Сейчас основная часть воды из Крымска ушла, есть мобильная связь и иногда интернет. Единственная проблема – отсутствие электричества. Некоторые ее решают с помощью генераторов. Но их тут катастрофически не хватает: судя по всему, закупать их районная администрация не думает. На улице Адагумской – отделение одного из краевых банков. Инкассатор выносит влажные тряпичные мешки. Я киваю на них: «мокрые деньги?». «Они еще и грязные», – вздыхает инкассатор.
Около этого же банка развернут пункт горячего питания, толпится очередь. Пищу выдают впервые, то есть два дня после наводнения люди оставались голодными. «Дали мне вчера сухие макароны, и что мне с ними делать», – возмущается в очереди крымчанин Евгений Милешный.
Неподалеку развернут другой пункт, волонтерский. Люди объединились через социальные сети, скинулись и купили продукты с одеждой, а затем привезли их сюда. Этот пункт начал работать на день раньше официального. Сейчас тут раздают питьевую воду и делают для пострадавших бутерброды. За счет генератора включены десятки розеток, где люди заряжают мобильники. «Местная администрация отнеслась к нам отрицательно. Сказали, что смысла в нашем пункте нет», – говорит волонтер Алексей Мандригеля.   
 
# Правды полный пул
На площадь у местного ДК для разговора с народом прибыл кубанский губернатор Ткачев. Вместе с Ткачевым на трибуне вице-губернатор Хатуов, а рядом – когорта телекамер. За час до мероприятия эвакуатор привез на площадь военную полевую кухню. Сейчас площадь заполнена людьми. «Почему мэр сбежал перед наводнением? Знал заранее? Тогда почему нас не предупредил?», — злобно кричит бабушка губернатору. На Ткачеве начинает потеть рубашка.
«Когда начнете давать компенсации? Себе понастроили, а у нас дома нет!», — кричит женщина из толпы. Губернатор уверяет, что за каждого погибшего члена семьи выдадут по два миллиона рублей. Компенсацию же за разрушенное жилье будут рассчитывать, исходя из степени разрушения. Военно-полевая кухня одиноко стоит в стороне.
Народ зол. Люди считают, что цифра в 150 погибших занижена. «Седьмого июля часа в три дня я шел по улице Луначарского, – рассказал мне крымчанин Сергей Чуйко. — Видел, как эмчеэсовцы выносили из домов трупы, которые солдаты грузили в военные «Камазы». При мне трупами загрузили три «Камаза». И это только одна улица».
Тем временем, Ткачев срочно уезжает в другой район Крымска, поскольку у него «десятки таких же встреч». Полевую кухню грузят на эвакуатор и увозят вслед за ним. Очевидно, чтобы и на новой встрече показывать ему, что людей кормят.
 
# Без предупреждения
Я разговаривал с десятками крымчан. Все утверждают, что о надвигающейся беде ни власть, ни спасатели их не оповестили. «Никаких оповещений от администрации не было. Работало сарафанное радио, люди другу-другу звонили, когда волна пошла», – говорит Владимир Мартаков с улицы Адагумской.
Между тем, о надвигающейся беде местное МЧС скорее всего знало уже в 21:00 6 июля. Это подтверждает рассказ Людмилы Анатольевны Кулешовой. В тот вечер она пришла домой и обнаружила, что нет ключей от квартиры. Чтобы попасть домой, позвонила на номер «01», а там ее перенаправили в местное отделение МЧС.  «Человек в трубке стал мне объяснять, и тут его отвлекли, – говорит Людмила Кулешова. – И я слышу в трубке, как ему передают, что на Крымск идет циклон. Было девять вечера, я запомнила».
Теперь вспомним показания очевидцев, согласно которым волна пришла в половину второго ночи. Получается, **с 9-ти вечера до половины второго ночи у МЧС было четыре с половиной часа на оповещение.**   Кубанский губернатор Ткачев заявил другое: _«Официальные данные о том, что возможны сильные одновременные осадки с последующим выходом реки за пределы, поступили в 22:00. Пик нагрузки воды пришелся на час ночи». _Но даже в этом случае на оповещение населения оставалось три часа. Людей можно было разбудить и объяснить, что надо подняться на крышу. Этого никто не сделал. Именно поэтому у наводнения столько жертв_._
 
# Причины наводнения
Многие крымчане уверены: наводнение произошло из-за того, что на город сбросили воду из Неберджаевского водохранилища. Из-за ливней водохранилище якобы переполнилось, возникла угроза затопления Геленджика и Новороссийска, которую и ликвидировали за счет Крымска.
Эта версия объясняет целый ряд странностей: откуда взялась 8-миметровая волна, почему затоплены те улицы, которые раньше не затапливало. Но расследование на месте событий показало: **версия о сбросе воды из водохранилища несостоятельна.**
Неберджаевское водохранилище расположено на высоте 182 метра над уровнем моря. Станица же Неберджаевская, согласно картам высотности, расположена на высоте от 115 метров. Это значит, что в случае сброса воды или прорыва дамбы станицу Неберджаевскую должно было затопить: вода из водохранилища шла бы сверху вниз. Вы можете себе представить, что могут сделать со станицей 8 миллионов кубометров воды? Но наводнения в Неберджаевской не было.
Едем в станицу с журналистом Вячеславом Потаповым и гражданским активистом Алексеем Тодоренко. По пути изучаем след, который водный поток оставил на полях. Судя по нему, вода в Крымск шла с Юга, то есть со стороны Неберджаевской и поселка Нижнебаканского. По пути встречаем разбитую автозаправку и опрокинутые грузовики.
Сворачиваем с федеральной трассы влево, в сторону гор. И на мосту через реку Неберджай обнаруживаем: над водой проходят две мощных стальных трубы, сечением примерно метр. Одна из них повреждена и вверх бьет огромный водный фонтан. Поскольку трубы расположены низко над водой, течение прибило к ним кучу мусора и деревьев весом, думаю, с тонну. Мост через реку Неберджай частично размыт водой, с края.

Стальные трубы, идущие через реку
Из Неберджаевской подъезжают Джамбул Мустаев и Надир Надиров – местные фермеры, которых разорило наводнение. Выясняем, что 6 июля Неберджаевскую стало слегка подтапливать уже к 10 вечера. Но потом вода ушла. А теперь давайте вспомним: в Крымске волна была позже, в половину второго ночи.
**Окончательная картина ясна.** К вечеру 6 июля ливни дали о себе знать: на реке Неберджай в районе моста скопилось большое количество мусора и деревьев, принесенных течением. Возникла своеобразная «пробка», возникновению которой способствовали мощные трубы, висящие низко над водой. Они не давали деревьям уплыть. Под тяжестью «пробки» одна труба повредилась, но выдержала. Из-за «пробки» Неберджаевскую стало подтапливать. К половине второго ночи  вода нашла себе путь с края моста, частично его размыв. Произошел прорыв воды, подтопления в Неберджаевской не стало.
Из-за прорыва водный поток набрал скорость и устремился вниз, через федеральную трассу «Дон». «Уровень воды через трассу был метра полтора», – рассказал нам житель Неберджаевской Давид Рябченко. Перелившись через трассу, этот поток, очевидно, соединился с другим, который шел со стороны поселка Нижнебаканского.  В этот объединенный поток попала автозаправка и грузовики. Ко всему этому добавились потоки, идущие с гор. Все это и дало волну, вызвавшую наводнение в Крымске.
Последствия наводнения были бы гораздо меньшими, если бы русла местных рек, как положено, чистились. Тогда бы не возникало «пробок», подобных неберджайской. «Еще в 95-м году меня поражало, насколько заросло русло реки. И это в городе, где подтопления идут каждый год», – говорит крымский журналист Владимир Бегунов.
Итак, Следственному комитету, который ведет расследование трагедии, необходимо выяснить как минимум два принципиальных вопроса. Во-первых, почему население не знало о приближающемся наводнении, и существует ли в городе система оперативного оповещения людей о ЧП. Во-вторых, как и когда чистились русла местных рек, если чистились вообще. Виновные в трагедии должны быть наказаны.