Сюжеты · Культура

Андрей СТОЛЯРОВ: Кто мы есть и какими мы хотим быть

Лауреат Всероссийского конкурса интеллектуалов «Идея для России» призывает понять, почему наши громадные социальные механизмы крутятся вхолостую

Лауреат Всероссийского конкурса интеллектуалов «Идея для России» призывает понять, почему наши громадные социальные механизмы крутятся вхолостую
— Андрей Михайлович, в нашей речи всё чаще звучат слова «социальный эталон». Или, как говорите вы, — «аватара». Это то, что называлось «делать жизнь с кого»?
— Аватара — это представление сообщества о самом себе. Это идеализированный и обобщенный образ нации с набором ее базисных характеристик. Аватара персонифицирует национальный характер. Она представляет его в виде картинки: мы вот такие.
— Вспоминается «образ советского человека»…
— Советская аватара — это хороший пример. Она создавалась целенаправленно, и потому легко выделить ее типовые черты. Советский человек — это прежде всего строитель коммунизма, светлого будущего всего человечества. Он интернационалист: национальное для него отходит на задний план. Он коллективист: общественное для него выше личного. Он руководствуется принципами социальной справедливости: не должно быть ни богатых, ни бедных, все люди равны. И наконец, он социальный эмпат: всегда готов прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается. Видите, какой четкий канон.
— И ведь он вроде неплохо работал.
— Да, если существует сформированная аватара, то любой член сообщества, нации, вольно или невольно, сознательно или бессознательно сравнивает себя с ней и производит коррекцию личности, поведения, целей, чтобы ей соответствовать. В результате возникает функциональное единство, воспринимаемое как целостность: мы — народ.
А кроме того, аватара задает основной поведенческий репертуар — типовые реакции, свойственные данному сообществу. Фактически она отвечает на очень важный вопрос: «Почему я так поступаю?» Или: «Почему я должен так поступать?» И ответ очень простой: «Потому что я — русский». Или: потому что я — немец. Или: потому что я — француз. Или: потому что я — гражданин этой страны. Вот модель сообщества — я ей соответствую.
— Те, кто жил в советское время и хорошо его помнит, помнят и поведенческий регламент...
— Это верно не только для советского человека. Гораздо раньше в английском национальном сознании возникли сразу две аватары: для цивилизованного мира — «английский джентльмен», а для мира колониального — аватара «белого человека». Здесь тоже легко выделить типовые черты. Белый человек, например, — это существо высшего порядка по отношению к колониальным народам. Отец неразумных детей. Белый человек никогда не отступает перед опасностью. Белый человек всегда достигает поставленной цели. И он всегда готов прийти на помощь другому белому человеку.
Энергетика этой аватары сыграла не последнюю роль в становлении огромной Британской империи.
Можно также вспомнить начальную американскую аватару, которая обозначалась аббревиатурой WASP (по первым буквам английских слов): белый, англосаксонец, протестант. Ее типовые черты: индивидуализм, пассионарная предприимчивость, стремление к успеху, личная ответственность за свою судьбу. Наличие такой аватары определило и лицо нации, и специфику государственности.
— Но ведь и в России были свои аватары?
— Разумеется. Вспомните аватару «русский крестьянин» — тоже очень четкий национальный канон. Русский крестьянин — это истинно православный христианин, готовый отдать жизнь за веру, одновременно он монархический патриот, готовый отдать жизнь за царя и отечество, кроме того, он — носитель особой народной мудрости, недоступной представителям высших сословий.
Или аватара русского дворянина. Ее типовой чертой также является монархический патриотизм: русский дворянин готов отдать жизнь за царя и отечество. Однако сюда добавляется еще и «дворянская честь», определяющая его поведенческий репертуар. А вот православие русского дворянина, заметьте, отходит на второй план.
— Из чего вы это всё выводите?
— Любая классическая литература фиксирует типологию нации: что есть русский, что есть немец, что есть француз, каковы главные их черты. В ХХ веке к литературе добавились пресса, радио, телевидение, кино, интернет. Именно механизмы культуры фиксируют и воспроизводят специфику национального бытия.
В имперской России существовало множество показательных аватар: крестьянин, помещик, чиновник, солдат, офицер. А также — купец, мещанин, разночинец, интеллигент. Была обобщающая аватара «народ». Была обобщающая аватара «дворяне». Наличие развитой конструкции аватар — это признак сформированного и устойчивого сообщества. Есть аватара — есть нация, есть государство, нет аватары — есть просто совокупность людей, живущих в определенных границах.
— А что в современной России? Вы можете выделить какие-нибудь российские аватары, они уже сформировались?
— Особенностью современной России является то, что у нас частично спонтанно, частично сознательно формируется не российское, а русское национальное государство. Соответственно, возникает не российская, а русская аватара. Она еще окончательно не сформировалась, но, по крайней мере, две базисные характеристики ее уже налицо. Во-первых, это этническое православие: русский — значит, православный, неправославный — значит, как бы нерусский. А во-вторых, это патриотический милитаризм, то есть патриотизм, понимаемый почти исключительно как военное дело. Обе черты можно легко диагностировать и по прессе, и по патриотическим мероприятиям...
— То есть аватары собственно россиянина нет?
— К сожалению, это так. Что такое «россиянин», никому не понятно. Все о нем слышали, но никто не видел. И неизвестно, существует ли он вообще. Из общероссийских социальных моделей сейчас, опять-таки в основном спонтанно, формируются только две: аватара чиновника и аватара российского бизнесмена. Канон чиновника — корпоративный эгоизм и коррупционность, канон бизнесмена — прибыль любой ценой. То есть оба канона формируются на негативных характеристиках, и это, по-моему, одна из главных проблем, стоящих ныне перед Россией. Не экономика должна нас в первую очередь волновать, а — кто мы есть и какими мы хотим быть?
— Ну это, по-моему, сейчас никого особенно не интересует. Под бременем глобального кризиса.
— Истоки кризиса не в экономике. Истоки кризиса — в человеке. Посмотрите, что происходит в мире: захлебываются все проекты, которые ставятся на повестку дня. Завязли реформы президента Обамы. Завязли проекты, выдвинутые когда-то президентом Путиным. Сошел со сцены Средиземноморский проект Николя Саркози. Буксует и не может сдвинуться с места глобальный Европейский проект. И причина, на мой взгляд, только одна. Все нынешние проекты рассматривают человека исключительно как «механическое существо», как объект, как точку приложения сил. Собственная конфигурация человека никак не учитывается. В результате нет деятельностного сцепления: проекты сами по себе, человек — сам по себе. Громадные социальные механизмы крутятся вхолостую.
— Что делать в этой ситуации?
— Прежде всего, мне кажется, следовало бы понять элементарную вещь: не только экономика определяет человека, как сейчас полагают, это вульгарный марксизм, болезнь, которой страдают многие политические «проектанты», но и человек — экономику, транслируя в нее свои основные черты. Если таковыми чертами будут коррупционность и эгоизм — значит, и экономика будет коррупционной и эгоистической. Чтобы позитивировать экономику, надо сначала позитивировать человека, в нашем случае — россиянина, который, увы, пока представляет собой миф.