Сюжеты · Общество

Лес рубят — Шойгу летит

Жуковчане к такому благу, свалившемуся на них в виде спасителя от власти, относятся, правда, пока настороженно

Анастасия Григорьева , «Жуковские вести» — специально для «Новой»
Визит губернатора в подмосковный Жуковский продемонстрировал особенности ручного управления: благодаря «волшебному пендалю» местные чиновники, наконец, разглядели столетние леса и расслышали стотысячный город...
Визит губернатора в подмосковный Жуковский продемонстрировал особенности ручного управления: благодаря «волшебному пендалю» местные чиновники, наконец, разглядели столетние леса и расслышали стотысячный город.
19 июня конфликт вокруг Цаговского леса вошел в новую, неожиданную фазу. Помощь пришла, откуда не ждали: в Жуковский приехал свеженазначенный губернатор Подмосковья Сергей Шойгу. Чем руководствовался чиновник — желанием набрать политические очки или же действительно был озабочен тем, что происходит в городе, — можно только гадать. Но факт остается фактом — ситуация в городе после визита губернатора полярно изменилась.
Немного истории. В 2008 году президент Путин подписал указ о строительстве скоростной трассы к месту проведения авиасалона МАКС. Цаговский лес, через который должна пройти шестиполосная дорога, имел статус памятника природы местного значения — а значит, вырубать его нельзя. В 2010-м этот статус был успешно утрачен – тогдашний прокурор оспорил в суде решение райисполкома 20-летней давности на том основании, что решение не было опубликовано в местной прессе, — тот факт, что в закрытом наукограде на тот момент газет не было вообще, никого не смутил, и суд удовлетворил иск прокурора.
В конце марта этого года был получен порубочный талон, и за две ночи в Цаговском лесу появилась почти километровая просека и уничтожено 8 тысяч деревьев — хотя речь в документах шла только о трех тысячах.
В городе начались акции протеста, возле просеки возник экологический лагерь защитников леса. Опросы общественного мнения сообщали, что 81 процент жуковчан против вырубки. На митинги, ставшие почти еженедельными, выходили по несколько тысяч горожан, требуя уже не только прекращения работ в лесу, но и отставки городских властей, допустивших их. С разной степенью успеха боевые действия на просеке длились почти два месяца. Защитники леса останавливали мульчеры, получали тумаки от охраняющего технику ЧОПа «Витязь», затем приезжала полиция и активистов увозили в отделение, предъявляя статьи о неповиновении требованиям сотрудников полиции. Ситуация осложнялась тем, что компания «Мосавтодор», проводящая работы, отказывалась предъявлять разрешение на проведение работ, договор с ЧОПом был заключен только на месяц, мэр Бобовников срочно сел на больничный, а переговоры властей, защитников леса и застройщика не приводили ни к чему: уничтожение леса не прекращалось.
Защитники обратились с Рослесхоз с запросом и получили ответ, что Цаговский лес является городским и поэтому не может быть уменьшена его площадь. Это был первый официальный документ, вселивший надежду. Но ровно через десять дней тот же клерк Рослесхоза прислал уточненное заключение, что Цаговский лес все-таки не лес, а кустарниковая зона, поэтому то, что с ней можно делать, решают городские власти.
Тут же в лесу объявили режим чрезвычайной ситуации — якобы из-за угрозы пожаров, а лагерь защитников был уничтожен — вместе с личными вещами, компьютерами, ключами от машин. Затем были обнародованы оформленные задним числом разрешающие документы и договоры…
…И тут Шойгу. Новость о приезде губернатора мгновенно облетела стотысячный город. Уже с утра на обочине Туполевского шоссе, возле будущей скоростной трассы, Шойгу ждали местные жители. Они показали результаты независимой геодезической съемки, по которой видно, что объем вырубки заметно превысил заявленный на 3,7 га. После встречи в лесу Шойгу отправился в администрацию, где раскритиковал мэра и его заместителей за отсутствие контакта с жителями и манипуляции с оформлением естественных хвойных лесов в «кустарники». «Если вам скажут, что у вас не дочь, а сын, вы ее будете воспитывать как сына?» — метафорично осудил губернатор экологическую близорукость мэра Александра Бобовникова. Тот сослался на заключение Рослесхоза об отсутствии жуковских лесов в составе лесного фонда региона. На что губернатор распорядился проверить ответственных за такой ответ и уволить виновных.
Покончив с разговорами о том, является ли лес лесом, Сергей Кужугетович ввел запрет на любое строительство вдоль будущей трассы, а также на вырубки деревьев в Цаговском лесу. «Если есть необходимость выпустить постановление губернатора о том, чтобы больше ни одного дерева здесь не упало, то я это сделаю», — заявил Шойгу.
После этого губернатор отправился в редакцию местной газеты «Жуковские вести», где пообщался с главным редактором Наталией Знаменской и другими защитниками вырубленного Цаговского леса.
В тот же день президент «Национального центра авиастроения» (НП НЦА) Тигран Алексанян торжественно объявил об отказе строить в Цаговском лесу один из первоочередных объектов — многофункциональный комплекс с гостиницами и VIP-апартаментами. «Мы уважаем позицию губернатора», — снабдил это сенсационное сообщение Алексанян.
«Я не сторонник размазывания иллюзий и соплей умиления, — сказала после визита Шойгу главный редактор газеты «Жуковские вести» Наталия Знаменская. — Мы все с вами понимали и понимаем, что за проектом этой подъездной дороги стоят слишком серьезные силы, чтобы даже такой тяжеловес, как Шойгу, мог разрубить в одночасье гордиев узел».
Позитивные последствия
О каких результатах можно говорить уже сегодня?
1. Комиссия по кадастрированию лесных массивов и лесоустройству сформирована и приступила к работе. Группа защитников леса вошла в ее состав.
2. Шойгу объявил мораторий на вырубку деревьев в лесных массивах. Ответственность за нарушение этого моратория он возложил лично на главу города.
3. Землеотводы в лесных зонах должны быть запрещены, о чем глава города должен выпустить соответствующий местный правовой акт. Мэр Бобовников публично пообещал губернатору это сделать.
4. Шойгу поручил Бобовникову в срочном порядке изыскать на территории города не менее 4 гектаров земли для создания питомника по выращиванию деревьев ценных пород .
5. Губернатор дал поручение провести ревизию просеки на соответствие ее проекту. Технический отчет о выполнении геодезический работ на объекте, сделанный лицензированной компанией по заказу (и на средства) гражданских активистов, стал первым документом этой ревизии. Согласно документу, площадь вырубки превышена на 3,7 гектара.
И еще он дал поручение своему новому министру транспорта провести анализ проекта с точки зрения решения транспортной проблемы города и возможных негативных последствий. Ведь, кроме варианта трассы через лес, другие даже не рассматривались!
6. Многофункциональный комплекс не будет строиться в лесной зоне. За обещаниями должны последовать конкретные действия — внесение изменений в проект генплана (где комплекс НЦА значится на территории Цаговского леса) и кадастрирование бывшего собачьего питомника ЛИИ в качестве городского леса.
7. Губернатор распорядился восстановить пункта гражданского контроля в Цаговском лесу, который был снесен 14 мая под видом пожароопасной обстановки.
Жуковчане к такому благу, свалившемуся на них в виде спасителя от власти, относятся еще настороженно. «Пока это слова, надо дождаться дел», — говорят они. Все-таки проект не заморожен, не отменен, трасса не пущена в обход, деревья заново не высажены. К тому же нельзя исключать чисто политическую подоплеку: вполне может статься, что конфликт с вырубкой — это повод предъявить претензии действующему мэру. Слухи о его отставке курсируют в городе уже не первый месяц. Но все-таки надежда - появилась.