Вчера Виктору Цою исполнилось бы 50 лет. Сегодня в 20.00 эту дату отмечают в клубе Milk Moscow. Хедлайнерами концерта-посвящения станут американо-испанский квартет Brazzaville, ставший известным в России именно англоязычной перепевкой «Звезды по имени Солнце», и джазовый гитарист Роман Мирошниченко с собственным прочтением таких хитов Цоя, как «Пачка сигарет» и «Печаль». Кроме них перед публикой появятся Жан-Люк Дебузи с песнями «Кино» на французском и Асхат Ош со своей группой «Виктор» — один из наиболее удачных имперсонаторов Цоя, несмотря на разницу в голосе и неточные интонации.
А в 21.30 Первый канал покажет документальный фильм «Цой — «Кино», в котором едва ли не впервые в медиапространстве появятся по-настоящему близкие Цою люди — сын Александр и подруга Наталья Разлогова, которая в течение 22 лет, с момента нелепой гибели музыканта, хранила запись песни «Атаман», которую он однажды напел на свой кассетник. В фильме много «лайфов» — встреч, воспоминаний, разговоров о музыке. И собственно премьера «Атамана», записанного «киношниками» Юрием Каспаряном, Георгием Гурьяновым и Игорем Тихомировым при участии Игоря Вдовина. После фильма в эфире телеканала — последний московский концерт группы «Кино» 5 мая 1990 года.
Звезды Западной Африки
Карейсе Фотсо из Камеруна называют «новым голосом Африки», но о ней нельзя сказать просто — «поет». Она живет в песне, передавая ее и движением всего тела. В ее исполнении восхищает все — и обостренное чувство ритма, и необыкновенно органичная пластика, и то, как она играет на гитаре и ударных. Добэ Гнаорэ из Кот-д’Ивуара поет на семи африканских языках и столь же свободно сочетает музыкальные языки разных стран Африки. Гитарист Хабиб Койте из Мали профессиональную карьеру начал четверть века тому назад. Европейский успех к нему пришел с легкой руки легендарного Питера Гэбриэла. Сегодня он известен во всем мире как лучший исполнитель аутентичной африканской музыки. Концертом этой троицы под названием «Звезды Западной Африки» завершается сегодня фестиваль «Африка — Америка», проходивший в Московском международном доме музыки весь июнь. Не пропустите!
Начало в 19.00
Лаборатория чудес
«Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса», — сказал однажды Альберт Эйнштейн. Интерактивнаявыставка «Лаборатория чудес «И невозможное возможно» приглашает убедиться во втором с помощью… науки. Если в детстве вы донимали родителей бесконечными «почему?» и сами разбирали игрушки, чтобы выяснить, что там внутри, если докопаться до причины и смысла всего еще входит в круг ваших интересов, то вам — в культурный центр «Новый акрополь» на Шипиловской улице. Там в вашем распоряжении окажутся: катушка Теслы, чтобы самостоятельно заставить светиться лампы; «самоподдерживающийся» мост Леонардо да Винчи — его в одиночку не собрать; ньютоновская жидкость, оптические иллюзии и «невозможные» картины Эшера; солнечный левитирующий электромотор, гигантские мыльные пузыри и еще много всякой естественно-научной всячины, которую лучше один раз увидеть, чем сто раз о ней прочитать. Тем более что все экспонаты можно и нужно трогать руками. Кроме того,23 июня вас угостят чаем и увлекут занимательной лекцией «Как раскрываются творческие потенциалы человека» из цикла «Познай себя».
Начало в 19.00
Не успела отгреметь в Arena Moscow канонада Slayer, как в столицу приезжает следующий коллектив из «большой четверки» трэш-металла — Megadeth во главе с Дейвом Мастейном. С момента тридцатилетней давности увольнения из Metallica его преследуют сравнениями с бывшими коллегами. И, надо сказать, год от года эти сравнения все больше в его пользу. Пока Metallica с завидной периодичностью впадает в самопародию, Megadeth не стесняются сочинять не только риффы, но и мелодии, где-то даже мотивчики, получая на выходе неплохие песни и крепкие пластинки. Группа, сохраняя верность себе, давно вышла за границы жанра и обратно, по счастью, не собирается — достаточно послушать их прошлогодний альбом TH1RT3EN или сходить на концерт 25 июня в клубе Stadium Live на Балтийской улице. А там — фирменная гитарно-ударная молотилка, филигранные запилы, вокал обиженного на весь мир подростка, неожиданные «каверы» и номера, ставшие классикой тяжелого рока.
Начало в 20.30
27 июня в Мультимедиа Арт Музее в рамках Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» открывается выставка фотографа Виктории Сорочински «Анна и Ева». Живущая и работающая в Нью-Йорке Сорочински заставляет своих моделей не быть молодой мамой и маленькой дочерью, а играть на протяжении нескольких лет в вечные «дочки-матери», наполняя игру готической тревогой в духе сказок братьев Гримм или английских историй с привидениями. Главная в дуэте, конечно, Ева, чьи фантазии словно бы служат источником вдохновения фотографа и чей по-детски серьезный, проникающий взгляд спасает не один кадр — от той безукоризненной постановочности, что часто перерастает в фальшь. От фотографии к фотографии разворачивается сюжет мрачноватой сказки, конец которой неясен и размыт, как граница между ребенком и взрослой женщиной. А впрочем, «маленькие девочки дышат тем же воздухом, что и мы…».
Шекспир на Винзаводе
«Седьмая студия» Кирилла Серебренникова, выросшая из его актерско-режиссерского экспериментального курса в Школе-студии МХАТ, замахнулась на Вильяма нашего Шекспира и запланировала на ноябрь нынешнего года премьеру пьесы «Сон в летнюю ночь». Но уже сейчас спектакль будет представлен зрителям в формате открытой репетиции, или, говоря языком Барда, work-in-progress. Неувядающая комедия любви и метаморфоз, очевидно, прочитана в контексте авангардного театра Питера Брука: персонажи стали нашими современниками, рифмованные шекспировские строки разбиты о жесткий прозаический текст драматурга Валерия Печейкина, написанный специально для постановки, сценическое пространство многослойно и в некотором смысле интерактивно. Сон сняло как рукой. А что осталось, увидим 25, 26, 27 и 28 июня на Платформе (Винзавод). Количество мест ограничено.
Начало в 20.00
Перуанские артефакты, известные сегодня как камни Ики, привлекли внимание ученых удивительными гравированными изображениями на их гладких боках. В них сочетались архаический характер рисунка и вполне пост-модернистские сюжеты, противоречащие современным представлениям о хронологии развития мира. Фигурки людей тут встречались рядом с животными, вымершими задолго до того, как человек стал доминировать на планете, или теми, что никогда не обитали на Американском континенте. Ученые сошлись на том, что все это — более или менее современные подделки. С ними не согласилось множество энтузиастов, не ищущих, как водится, простых ответов на вопросы. Чью сторону занять, вы можете решить сами, посетив открывшуюся на прошлой неделе выставку «Динозавры по-перуански: камни Ики в Дарвиновском музее». Там и определитесь, о чем вам говорят гравированные «ездовые» трицератопсы и летающие ящеры, известные и не очень материки и планеты, изображения медицинских операций по переливанию крови и трансплантации органов — об утерянном знании неведомой цивилизации или об остроумности неизвестного автора.
До 19 августа
«БГ — бог, от него свет исходит», — говорил в «Ассе» мальчик Бананан. Мальчика того давно нет, а вот свет все еще идет… Спустя два года Борис Гребенщиков вновь выйдет на сцену концертного зала Чайковского, чтобы сыграть с минимальным аккомпанементом акустическую программу из старых и новых песен и пообщаться со зрителями. Что именно будет исполняться вечером 28 июня, пожалуй, не так уж и важно. Концерт «Нога судьбы» — это своего рода продолжение почти прерванной традиции квартирников, только теперь для большой аудитории. В них важна атмосфера, вовлечение в творчество, тот самый свет, наконец.
Начало в 19.30
Время — не только деньги
Полтора месяца в галерее фонда Stella Art Foundation в Скарятинском переулке группа e-flux выступала в качестве рестораторов. В рамках проекта Time/Food посетителям в обмен на полчаса времени предлагались полноценные обеды по рецептам художников, которые любят готовить. В Москве Time/Food сопровождался специальной программой лекций и дискуссий в области искусства и политики. У вас есть последняя возможность откушать, причастившись такой вот «визуализации альтернативной экономики» и ее практического воплощения, — проект завершает свою работу 28 июня. Его финальным аккордом в этот день станет показ (без перевода!) фильмаоснователей e-flux Антона Видокле и Хульеты Аранды Notesfora Time Bank, который посвящен истории времени как альтернативной валюты, истории, начавшейся в Америке середины XIX века. Премьера фильма состоялась на недавно открывшемся в Касселе фестивале современного искусства dOCUMENTA (13).
Начиная со следующей пятницы, поле аэродрома «Тушино»на десять дней превратится в пространство авторетро. Олдтаймеры всех времен и народов привлекут зевак в рамках шоу «Автоэкзотика». Если шестнадцать лет назад, когда оно проводилось впервые, вниманию публики было представлено что-то около 400 старинных автомобилей, то теперь в шоу примет участие более 8000 тысяч машин. Чтобы как-то упорядочить такую массу, организаторы ввели категории: ретро, тюнинг, спорт, «кастом», редкие и уникальные автомобили, культовые марки и модели. В общем, есть на что посмотреть. Тем более что помимо собственно выставки в этом году обещают захватывающее представление автомобильной и мотоциклетной техники в движении, головокружительные авто- и мото-трюки, соревнования и концертную программу. Особенно любопытна гонка на спортивных ретроавтомобилях до 1969 года выпуска, к участию в которой допускаются только машины, полностью соответствующие оригиналу, без привнесенных изменений.
С 29 июня по 8 июля
Без лишних слов: он по-настоящему крут. Умен, эрудирован, талантлив. Спортсмен, актер, писатель. 53-летний долговязый англичанин, решившийся записать альбом корневых блюзов и исполнивший их так, словно родился и вырос в Луизиане начала XX века. «В моем воображении Новый Орлеан буквально источает музыку, радость и отчаяние, — говорит он сам. — Его ритмы вошли в мою застенчивую английскую душу». При таком подходе и с учетом мировой актерской славы первые строчки мировых чартов его прошлогоднему альбому Let Them Talk были обеспечены. Но блюз — это музыка живой души. И слушать ее надо вживую. 25 и 26 июня британский актер и музыкант Хью Лори выступит в Москве со своей группой на новой концертной площадке Magic Centre (Сокольники, павильон №3).
P.S.Помимо прочего, это хорошая возможность услышать его чистейший британский акцент, который отсутствовал у доктора Хауса.
Был человек, и нет человека
В Государственном музее истории ГУЛАГа продолжится выставка Дэвида Кинга «Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху». Проект должен был завершить свою работу уже 3 июля, но теперь, как сообщили в музее, его закрытие в ближайшие несколько месяцев не планируется. Выставка погружает в зловещую атмосферу сталинских времен, когда машина репрессий не ограничивалась физическим уничтожением человека: вместе с ним из истории так или иначе вымарывали все его следы. С фотографий официальной ретушью, грубым зачеркиванием, обрезкой и, наоборот, вставными фрагментами удалялись неугодные. И речь идет не только о публичных персонах, среди которых в число «исчезнувших» попали Троцкий, Зиновьев, Каменев и множество других партийных функционеров. Хранившиеся в семейных архивах фотографии и репродукции тоже подвергались «редактированию»: чтобы не оказаться в списке изменников Родины за хранение портретов «врагов народа», люди сами вырезали и вымарывали их. На выставке представлены «официальные» версии многих кадров и их крамольные исходники.
Пойдем выйдем
С Василием Шумовым, художником, музыкантом, лидером группы «Центр»
Стоит сходить на спектакль «БерлусПутин» Варвары Фаэр по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо в Театре.doc 27 июня, начало в 20.00.В ролях: Евдокия Германова, Сергей Епишев, Татьяна Трусова. Это один из немногих нонконформистских спектаклей среди пораженной лизоблюдством и приспособленчеством театральной тусовки.
Кроме того, стоит внимания выставка «Тишина — это смерть. Искусство, музыка, протест 1980–2000 гг.», с 19 июня по 1 июля в центре Art Play— новая инициатива галереи «Жир» и ее куратора Татьяны Волковой, которая делает выставки экспресс-методом, не слишком заботясь о тщательности экспозиции, зато по горячим следам. После выступления в известном храме известной четверки (у которой, кстати, скоро выходит альбом) куратор рассудила, что самое время собрать экспозицию про рок, панк, нью-вейв и рэп на службе искусства. Тут можно будет поупражняться в солидарности с протестующими всего мира, спев в «Протестном караоке» Ивана Бражкина, освежить в памяти старинные проекты вроде «Поп-механики» и «Среднерусской возвышенности». Еще обещают дискуссию об искусстве, музыке и протесте и живой концерт. Особенно рекомендую тем, кто интересуется самыми новыми формами и направлениями искусства, которым является русский активизм.
Мелочь, а приятно
Галерея «Ковчег» в июне начала проводить «предпремьерные показы» картин из будущих выставок. Подобная практика, давно известная в мировом музейном деле, дает зрителю возможность сосредоточиться на восприятии одного-единственного произведения во всех аспектах. По большому счету так и следует общаться с искусством, изобразительным во всяком случае. Свою инициативу галерея назвала «Цикл «Следующий!».
Первым экспонатом проекта стал экслибрис (литография) работы Анри Матисса из частной коллекции. Следующими будут литография «Землекоп» (1968) Александра Максимова — с 20 по 24 июня, и «Летний день в Кратово» (1959) Александра Лабаса — с 27 июня до 1 июля.
Мелочь, а неприятно
Живые неживые
26 июня в Европе выходит Living Things, пятый студийный альбом калифорнийских рэп-рокеров Linkin Park, две недели назад неплохо выступивших на «Максидроме». В студии их тинейджерский задор был, видимо, слабее, и на выходе имеем 12 перепродюсированных поп-банальностей, некоторые из них могли бы войти в репертуар Бритни Спирс, а некоторые и на это не годны. Впустую потраченные уши.
Кроме того
Сегодня в клубе будут танцы
В Москву снова нагрянул Gatecrasher — то ли бренд, то ли акция в мире современной танцевальной музыки. В клубе Gaudi под этим названием на четырех танцполах + открытая площадка соберутся 20 диджеев из разных стран мира, в том числе любимый многими Paulvan Dyk с новым альбомом Evolution, транс-классики Astral Projection и известные Aurosonic, Alex MORPH, Judge Jules, Aly & Fila. Качать басы будут We are the Breaks! За отечественный отжиг будут отвечать PROFF, Sergey Tkachev, Vadim Soloviev и Alexey Sonar. В общем, одевайтесь полегче. Как говорила партнерша Афони в одноименном фильме, «это энергичный танец».
23 июня. Начало в 22.00. Фейс-контроль
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»