Новому губернатору Подмосковья Сергею Шойгу в наследство от «громовской эпохи» достались: бюджетные долги на сумму более 100 млрд рублей, сверху донизу коррумпированный чиновничий корпус, почти полностью разложившиеся правоохранительные органы, довольно активный протестный электорат. «Новая» попыталась выяснить, с чего начнет господин Шойгу и какие «мины» заложены на его пути.
Новому губернатору Подмосковья Сергею Шойгу в наследство от «громовской эпохи» достались: бюджетные долги на сумму более 100 млрд рублей, сверху донизу коррумпированный чиновничий корпус, почти полностью разложившиеся правоохранительные органы, довольно активный протестный электорат, плюс — без всякого референдума область подарила столице 1/5 своей лучшей территории.
Судя по тому, что Борис Громов теперь заседает в Совете Федерации, отвечать за свое провальное губернаторство он не намерен и бремя исправления его ошибок как всегда ляжет на кошельки простых граждан.
«Новая» попыталась выяснить, с чего начнет господин Шойгу и какие «мины» заложены на его пути.
Громовские
Начиналось все с радужных надежд: Борис Громов — боевой генерал, ответственный и принципиальный руководитель, который наконец-то наведет порядок в Подмосковье, бюджет которого был расхищен, земли поделены, а в городах к власти пришли бандитские кланы. И то, что его команду составили сплошь военные, в самом начале вызывало у обывателя скорее одобрение, нежели опасения.
Но бывшие полковники и майоры первым делом внедрились в самые прибыльные предприятия и рассадили своих представителей в перспективных районах. К примеру, гендиректором «Мособлгаза» стал сослуживец Громова по военному училищу Константин Поликутин, а его заместителем назначили Наталью Лалуеву — супругу первого зампреда правительства Московской области Игоря Пархоменко (служил с Громовым). Кроме того, еще трое близких друзей губернатора получили руководящие должности в газовом монополисте региона.
Затем громовские прибрали еще одну богатую подмосковную структуру — «Мосавтодор» со всеми его филиалами (в 2001 году совершено покушение на замначальника «Мосавтодора» Бикуллова. — Ред.) и начали оптом скупать земли бывших колхозов.
Вот что рассказал репортерам «Новой» один из скупщиков: «Нам выдали удостоверения помощников губернатора Московской области и визитки, где были указаны телефоны на случай непредвиденных обстоятельств. Нам сказали, что особо интересует земля не дальше 60 километров от Москвы. Мы приезжали на место и начинали рассказывать бабушкам сказки, что скоро у них построят крупные животноводческие комплексы и они будут жить как в Швейцарии. Одновременно в индивидуальном порядке работали с директорами колхозов. Они знали, кого мы представляли, и не рыпались: сотка земли скупалась от двух до десяти долларов. В других случаях по домам ходили фээсбэшники с переодетыми солдатами и сгоняли людей в клубы, где у них скупали земельные паи. (Один раз пришлось нанять омоновцев, чтобы перекрыть все въезды и выезды из непокорного колхоза и у людей протухла вся мясная продукция.) Потом эта земля переводилась в другую категорию и застраивалась коттеджами. Координировал нашу работу депутат-единоросс из Госдумы, который служил вместе с Громовым и очень любит порассуждать о патриотическом воспитании молодежи. Деньги шли через Абсолют Банк, а охраняло нас, обеспечивало транспортом и телефонными прослушками «Боевое братство» (в 2012 году лидер «Боевого братства» Дмитрий Барановский осужден за вымогательство на 12 лет. — Прим. ред.). Еще всегда присутствовал представитель от солнцевских. Вы знаете, я уже отошел от этих грязных дел, но мне до сих пор снятся глаза обманутых людей».
Другого видного члена громовской команды — полковника Владимира Стрельченко отправили «княжить» в Химки (в городе его называют не иначе как «Стрела»). Итог правления хорошо известен: местные чиновники фигурируют в десятках уголовных дел, независимых журналистов калечат битами, а бизнес, по сообщениям СМИ, поделен между родственниками мэра, его бывшими сослуживцами и авторитетными коммерсантами.
В этой связи нелишне вспомнить еще одного полковника — бывшего министра финансов Подмосковья Алексея Кузнецова, обвиняемого в хищении мошенническим путем 3,8 млрд рублей (находится в федеральном розыске). Осуждены только стрелочники, а те, кто в областном правительстве потворствовал Кузнецову и имел свою долю от его художеств, прекрасно себя чувствуют и поныне.
Сергиев Посад
Особый разговор о Сергиево-Посадском районе. Как только стало известно, что федеральный центр на празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского выделяет 1 млрд долларов, был смещен прежний мэр города Николай Маслов (входил в команду бывшего полпреда по ЦФО Георгия Полтавченко) и при поддержке Громова избрали нового — Евгения Душко. Однако, как рассказали люди, знакомые с ситуацией в городе, «Душко нарушил все прежние договоренности со своими покровителями, потянул одеяло на себя» и вскоре был убит (ранее произошло убийство главы пос. Скоропусковский Владимира Люльки — не раскрыто). Что любопытно, в числе главных подозреваемых фигурируют не только местные дельцы, уводящие бюджетные деньги в офшоры, но и высокопоставленные районные и областные чиновники.
Сейчас ситуация в «православной Мекке» больше напоминает сумасшедший дом: в преддверии долларового дождя чиновники и депутаты перегрызлись друг с другом, параллельно действуют два сити-менеджера со своими печатями, а местный отдел федерального казначейства заморозил банковский счет мэрии, поскольку сомневается в легитимности обоих руководителей.
В распоряжении «Новой» оказалась совсем свежая полицейская разработка крупного чиновника из Сергиево-Посадского района, который фигурирует под оперативным псевдонимом Барби (проходит как один из главных подозреваемых в убийстве мэра Душко).
Цитирую: «По сообщению источника «*****», после известия о назначении С. Шойгу губернатором Московской области Барби в спешном порядке распродает большие земельные участки, а также занимается незаконным получением денежных средств от физических и юридических лиц за согласование разрешительной документации. В ходе проверки установлено, что Барби предварительно созванивается по мобильному телефону 8 903 ***-**-** и обговаривает место встречи, время и сумму взятки. Также установлена ближайшая коррупционная связь фигуранта с помощником главы района К. Из разведбеседы с сотрудниками районной администрации К. характеризуется как хитрый, расчетливый, никому не доверяет, все финансовые вопросы решает через своих посредников. Обладает широким кругом общения и связей в правоохранительных структурах и ОПГ. В общей сложности на доверенных лиц К. и его близкую знакомую Л. зарегистрировано 30 объектов недвижимости. При отработке информации установлено, что свидетельства и постановления 1991–1992 гг., по которым происходило оформление земельных участков, не соответствуют документам, находящимся в архиве администрации Сергиево-Посадского района. Кроме того, оперативным путем установлены лица, постоянно побеждающие в тендерах по госзакупкам — все они оказались дальними родственниками или знакомыми Барби или К.».(Список «победителей» имеется в редакции.)
Борьба с коррупцией
В одном из первых публичных выступлений губернатор Шойгу пообещал всемерно бороться с коррупцией. Но кто конкретно будет проводить оперативные мероприятия в отношении коррумпированных чиновников: вести слежку, прослушивать телефоны, работать с агентурой, кропотливо анализировать добытые сведения?
Как известно, на чекистских генералов надежды мало — если не будет многодолларового стимула, они палец о палец не ударят, а подмосковный полицейский Главк разделен на враждующие кланы, которые работают исключительно в своих интересах.
Недавно случился очередной громкий скандал: на проходившей коллегии начальник ГУ МВД по Московской области генерал-полковник Николай Головкин обвинил одного из заместителей начальника УВД в том, что он якобы «брал под него крупные суммы».
На местах ситуация еще плачевней: одни начальники УВД-ОВД сидят на «зарплатах» у местных олигархов и лидеров ОПГ и секретная информация тут же передается заинтересованным лицам. Другие продвигают бизнес своих родственников.
Знакомые оперативники из ДепУра МВД рассказали историю, как в марте в рамках возбужденного уголовного дела по факту похищения и убийства депутата Раменского района Татьяны Сидоровой и трех членов ее семьи приехали с обыском к «смотрящему» по району по кличке Шишкан (ранее судим за изнасилование и убийство девушки). Несмотря на полную секретность, авторитет буквально за несколько минут до приезда опергруппы покинул дом. Кто предупредил Шишкана о визите полицейских, можно только догадываться.
Переходим к прокуратуре. Вот выдержки из недавнего экспертного доклада о положении дел в прокуратуре Подмосковья: «…практически не способна решать повседневные задачи. Основные направления коррупционной деятельности: лоббирование интересов крупного и среднего бизнеса, продвижение компаний в сфере ЖКХ (устранение конкуренции среди управляющих компаний), взятки, «крышевание» нелегального игорного бизнеса, решение земельных вопросов в пользу заинтересованных лиц (с учетом своих интересов)».
С дисциплиной у прокуроров тоже нелады. К примеру, недавно «Новая» рассказала, как прокурор Домодедова Борис Никитаев бурно отмечал профессиональный праздник, а затем на своем БМВ Х5 врезался в отбойник. Казалось, что Никитаева попрут из прокуратуры, однако он по-прежнему «блюдет» законность в своем районе.
Тут бы самое время подключить региональные СМИ, активистов и общественные организации. Но, как выясняется, получить реальную «картинку» команде Шойгу просто неоткуда: телеканал «Подмосковье» укомплектован громовскими кадрами и заточен исключительно на подачу «розового» официоза, а на местах большинство владельцев и главредов СМИ являются родственниками чиновников или штатными сотрудниками городских администраций.
В тех же Химках гендиректор городского ТВ — бывший прапорщик Светлана Запорожец — супруга первого заместителя главы администрации Евгения Запорожца (однополчанин Громова). Представляю, что станет с госпожой Запорожец, если она со скрытой видеокамерой явится в кабинет мэра Стрельченко и начнет интересоваться, как ему удалось построить особняк в природоохранной зоне или кто из химкинских чиновников замешан в покушениях на журналистов Бекетова и Фетисова (оба остались инвалидами).
А вот что рассказали журналисты из города на севере-востоке Подмосковья:
— Стыдно людям в глаза смотреть, когда они обращаются к нам за помощью. Но у нас установка: об администрации и главе города только позитив. Хотя знаем, что он ставленник наших бандитов и первый ворюга.
Криминал
Практически все районы Подмосковья поделены на «красные» и «синие». «Красные» — под силовиками, и все бизнесмены платят только им. Репортерам «Новой» удалось ознакомиться с оперативной справкой ФСБ о «крышевании» силовыми структурами коммерсантов в одном «красном» городе на севере Подмосковья. Цитирую: «Н**** А.В. (гендиректор ООО «***»— под МВД),Т**** А.М. (президент Торгово-промышленной палаты, учредитель вещевого рынка. Кому платит, неизвестно. Бандитам говорит, что полицейским. Полицейских убеждает, что работает под бандитами), К**** Д.В. (гендиректор АО «***» — под УФСБ по Москве и области), Т**** А.Н. (гендиректор ЗАО «***» — под МВД), Х***** И.В. (депутат горсовета, учредитель ООО «***», во время разведбеседы сообщил, что большую часть выручки переводит в Белоруссию)».
В «синих» регионах всю дань по-прежнему собирают бандиты. Правда, лихие 90-е, когда громыхая золотыми цепями, братва приезжала на стрелки, ушли в прошлое. Теперь так называемые «смотрящие» стали депутатами, коммерсантами, меценатами, занимаются патриотическим воспитанием подрастающего поколения и водят дружбу с батюшками. Однако они по-прежнему держат под контролем свои районы, и без их согласия невозможно запустить новый бизнес-проект или построить дом.
И некоторые подобные скрытые процессы можно отследить. Недавно в Сергиево-Посадском районе пропали без вести «смотрящий» Виктор Лазовский и его близкая связь — Татьяна Маркова, которую называли «бухгалтером мафии». По оперативной информации, Лазовский и Маркова втайне от других членов ОПГ вкладывали «общаковские» деньги в бизнес и получали прибыль. Однако в нужный момент не смогли вытащить деньги — их обвинили в «крысятничестве» и попросту убили.
Пропавшим без вести считается и «куратор» Мытищ Александр Говорский. Периодически появляются слухи, что его видели то во Франции, то в Германии. Между тем у оперативников имеется другая информация: якобы Говорского обвинили в растрате воровского «общака», жестоко пытали, а затем сожгли заживо. Сами же представители мытищинского криминала считают, что их лидера убили полицейские или чекисты, решившие прибрать к рукам его бизнес.
Большие проблемы ожидают команду Шойгу в Подольском районе, где огромное влияние имеет авторитетный предприниматель Сергей Лалакин (прозвище — Лучок, в 2007 году указом Путина награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени).
Подольские не пустили в район даже громовских и привечать очередных варягов не собираются.
Похожая картина наблюдается в Дмитровском районе. Только там весомый голос имеет зампред Мособлдумы и по совместительству хозяин мусорных свалок, магазинов и такси Иван Чарышкин.
Между тем из источников, близких к новому губернатору, стало известно, что масштабные «зачистки» авторитетов и дружественных им чиновников ожидаются в Сергиево-Посадском, Подольском, Раменском и Дмитровском районах, а также в Долгопрудном, Королеве и Химках.
Протестные настроения
Что бы ни говорили государственные СМИ, страна постепенно меняется. Людям надоело, что их каждый день в открытую обворовывают чиновники, депутаты, силовики и бандиты. В том же Сергиевом Посаде с легкостью собираются шумные митинги, и местная власть вынуждена с этим считаться. Бунтуют обманутые дольщики в Ногинском районе, обитатели обветшалых общежитий в Реутове, не дают втихую вырубать леса защитники природы в Химках и Жуковском, а в Подольске люди требуют честных выборов. Даже в спокойной Лобне местные жители осенью собираются перекрыть центральное шоссе и потребовать построить нормальный выезд из города (люди часами стоят в пробках).
Тем временем на волне всеобщего недовольства активизировались враги нового губернатора: в некоторых районах усиленно распускаются слухи, что якобы «Шойгу приведет в Подмосковье кавказцев, и они захватят весь бизнес». При этом делаются намеки на близкую дружбу Шойгу с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым.
По нашим данным, подобные «вбросы» на руку чиновникам, годами сидящим на распиле и не желающим покидать теплые кресла, а также части националистически настроенных священников из РПЦ, имеющих в области сильные позиции.
Команда Шойгу
Пока еще рано говорить о команде Шойгу, но некоторые ключевые назначения уже сделаны.
Вице-губернатором и председателем правительства Московской области назначен Андрей Шаров. Последнее место работы — директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития. Господин Шаров будет курировать привлечение инвестиций в регион.
Его замом назначен бывший председатель ГУКИ администрации Санкт-Петербурга Дмитрий Куракин — поручено заниматься земельными вопросами (поговаривают, что Куракин входит в ближайший круг спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко).
Электроэнергию и утилизацию бытовых отходов возьмет на себя выходец из Минатома Тимур Иванов(в кулуарах его называют человеком Сечина).
Еще один питерский — Роман Филимонов назначен ответственным по жилищному строительству. Ранее Филимонов работал вице-губернатором Санкт-Петербурга, и про него тоже говорят, что он будто бы из команды Матвиенко.
А за строительство и качество автомобильных дорог будет отвечать бывший замминистра транспорта РФАнатолий Насонов. Остальные министры — еще громовские кадры, и скорее всего, через месяц-полтора их попросят написать заявления об уходе.
«Новая» будет отслеживать ситуацию в Подмосковье и желает успехов команде Сергея Шойгу.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»