Сюжеты · Политика

Демьян Кудрявцев больше не «КоммерсантЪ», а Филипп Дзядко покидает «Большой город»

Никита Гирин , для «Новой газеты»
В ночь на четверг стало известно, что «Коммерсантъ-холдинг» и журнал «Большой город» лишились своих руководителей. По информации источника портала Openspace.Ru, одной из причин увольнения гендиректора «Коммерсантъ-холдинга» Демьяна Кудрявцева стало исчерпывающее освещение акций протеста радиостанцией «Коммерсант-FM». Одновременно с этим о своем уходе заявил главный редактор «Большого города» Филипп Дзядко...
**В ночь на четверг стало известно, что «Коммерсантъ-холдинг» и журнал «Большой город» лишились своих руководителей. По информации источника портала Openspace.Ru, одной из причин увольнения гендиректора «Коммерсантъ-холдинга» Демьяна Кудрявцева стало исчерпывающее освещение акций протеста радиостанцией «Коммерсант-FM».**
Главный редактор радиостанции Дмитрий Солопов к этой информации относится скептически.
— Для меня эти слухи, по крайней мере, странные. Я не вижу абсолютно никакой взаимосвязи. А с чем связано? Ну, это не ко мне вопрос, это, видимо, к Алишеру Усманову, — заявил Солопов «Новой газете».
Место Кудрявцева займет Дмитрий Сергеев, гендиректор другого холдинга, в который входят телеканалы «ЮТВ», «Муз-ТВ» и Disney. Свое кресло в совете директоров холдинга Демьян Кудрявцев сохранил.
Напомним, что значительные перестановки в руководстве владелец издательского дома «Коммерсантъ» Алишер Усманов произвел сразу после декабрьских выборов в Госдуму. Тогда были отправлены в отставку гендиректор «Коммерсантъ-холдинга» Андрей Галиев и главред журнала «Коммерсантъ-Власть» Максим Ковальский. Причина — публикация в журнале фотографии, на которой был изображен бюллетень с галочкой за «Яблоко» и надписью, куда следует идти Владимиру Путину. Тогда Алишер Усманов ответил «Новой», что для него «остается принципиальной позиция невмешательства в редакционную политику», но «существуют морально-этические нормы, которые в данном случае были нарушены». Какие нормы были нарушены в этот раз, неизвестно.
Одновременно с этим о своем уходе заявил главный редактор «Большого города» Филипп Дзядко. Журналом владеет холдинг «Дождь» Натальи Синдеевой. Издатель «БГ» Максим Кашулинский объясняет кадровую перемену сугубо бизнесовыми причинами: мол, невозможно сделать уникальный по содержанию журнал, каким он был при Дзядко, прибыльным. Многочисленным читателям журнала хорошо известно, что в последние месяцы «БГ», и без того сполна отражавший общественную активность в столице, последовательно поддерживал протестное движение. Теперь функционеры намерены сделать журнал более «потребительским».
— Издатели журнала видят его будущее несколько иначе, чем я. В том числе предлагают очень много интересного, — объяснил Филипп «Новой». — Я делал журнал довольно долго (Дзядко был главным редактором «БГ» с 2007 года. — **Ред.** ). Те истории, которые я хотел рассказать, я по большей части рассказал. Надо двигаться дальше. В редакции остается сильная команда, которая делает журнал многие годы. Значит, социальная составляющая «Большого города» и его ДНК сохранятся.
По словам Дзядко, вместе с которым журнал покинул и арт-директор Юрий Остроменцкий, в «БГ» остаются ключевые сотрудники — главный редактор сайта Екатерина Кронгауз, новый главный редактор журнала Алексей Мунипов, Ирина Калитеевская, Елена Краевская, Анна Красильщик, а это — «хороший сигнал».
В прощальной колонке, которая будет опубликована в юбилейном, трехсотом номере «Большого города», Дзядко обратил внимание и на отставку Кудрявцева: «Что там случилось на самом деле — пока неизвестно, но кажется, что человека, делавшего в последние годы сложнейшую гигантскую работу, вынудили уйти. Трусость, глупость и скудоумие — лучшие друзья управленцев поздней путинской поры».
На вопрос «Новой» о наличии политического мотива в его уходе Дзядко ответил:
— Сейчас все связано… Посмотрим, каким станет журнал. Надеюсь, он продолжит качественно и интересно рассказывать о том, что происходит в городе.
Поэт Лев Рубинштейн и писатель Григорий Чхартишвили уже объявили о завершении своего проекта в журнале — регулярной переписке, в которой они обсуждали социокультурные проблемы, в частности, московские протесты. (Мы их «клеим». —  **Редакция.** )