Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) в течении двух недель удовлетворил жалобы осужденных Тимура Идалова и Виталия Бунтова. Своими решениями ЕСПЧ фактически признал российскую практику «заказных» уголовных дел, нечеловеческие условия содержания и применение насилия для выбивания показаний в тюрьмах и колониях России...
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) в течении двух недель удовлетворил жалобы осужденных Тимура Идалова и Виталия Бунтова. Своими решениями ЕСПЧ фактически признал российскую практику «заказных» уголовных дел, нечеловеческие условия содержания и применение насилия для выбивания показаний в тюрьмах и колониях России. ЕСПЧ обязал Россию изменить правоохранительную практику в стране таким образом, чтобы ни одно заявление о пытках в колониях не оставалось без контроля. Что беспрецедентно: выполнение решения ЕСПЧ взяли под контроль министры Евросоюза.
Тимур Идалов
Тимур Идалов – бывший чеченский милиционер, которого российский суд признал лидером ОПГ, промышлявшей похищением людей и вымогательством. Мне удалось выяснить, что единственным похищенным «банды Идалова» (беру в кавычки, ибо не нашел свидетельств существования этой банды и осужденным по этому делу Идалов был один) оказался весьма известный персонаж - Серж Джилавян, успешный предприниматель, не скрывавших своих амбициозных планов стать президентом Армении. В то же время российские силовики считали самого Джилавян, ранее дважды судимого, лидером этнической преступной группировки. Информация о похищении усиленно охраняемого Джилавяна в 1999 году была воспринята в криминальном мире, как анекдот.
Тем не менее, Идалов два года просидел в СИЗО. В 2001 году его выпустили под залог, но через год снова арестовали и поместили в Бутырку, где он пробыл до декабря 2003 года, пока не вступил в силу приговор суда - 10 лет лишения свободы. В 2007 году Идалов освободился условно-досрочно. А когда он попытался получить визу, чтобы лично принять участие в одном из заседаний ЕСПЧ, снова оказался в тюремной камере. На этот раз за наркотики, якобы найденные в его машине.
Интересно, что Идалов – бывший мент (уволен из органов в 1997 году) сидел с обычными зеками, а не в спецучреждениях для бывших сотрудников. Сокамерник Идалова по СИЗО рассказал мне, что рассчет начальства на расправу с ним по понятиям криминального мира не оправдался. По словам моего собеседника Идалова постоянно били и отправляли в карцер.
Более того. Непосредственно перед оглашением еще первого приговора, 24 ноября 2003 года, прямо в здании суде Идалова долго и жестоко избивали сотрудники правоохранительных органов. Идалов сразу заявлял об этом судье и прокурору и показывал следы побоев, но никакой реакции так и не последовало.
Сейчас Идалов, человек с хорошим юридическим образованием, отбывает наказание в одной из колоний Свердловской области. Продолжает «забрасывать» правоохранительные органы и суды жалобами и заявлениями. И в наказание за свою строптивость практически не покидает ПКТ («помещение камерного типа»).
Одну из жалоб Идалова ЕСПЧ счел настолько важной, что рассматривал ее сразу в Большой Палате. И признал, что в отношении Идалова был нарушен целый букет норм Европейской Конвенции по правам человека: статей 3 («запрет пыток»), 5 («право на свободу и личную неприкосновенность»), 6 («право на справедливое судебное разбирательство») и 8 («право на уважение частной и семейной жизни»). ЕСПЧ обязал Россию выплатить Идалову 7150 евро в качестве возмещения ущерба и 2500 евро в качестве компенсации судебных издержек.
Но, по мнению юриста Центра содействия международной защите Карины Москаленко, представлявшей интересы Идалова в Страсбурге, денежная компенсация – не самое важное в решении ЕСПЧ. Куда важнее, что Тимур признан жертвой несправедливого судебного разбирательства. А это, по словам Москаленко, дает пусть слабую, но надежду «на правильное повторное рассмотрение дела».
Виталий Бунтов
В минувший вторник ЕСПЧ также удовлетворил жалобу заключенного Виталия Бунтова, отбывавшего наказание в ИК-1 Тульской области и обязал Россию выплатить ему 45 000 евро «справедливой компенсации» морального ущерба и 10717 евро судебных издержек. Суд признал, что Бунтова пытали из-за отказа сотрудничать с руководством колонии.
Как рассказал «Новой» адвокат Виталия Бунтова Андрей Столбунов даже привыкший ко всему Страсбург был шокирован доказательствами пыток:
- Фотографии выдранных с корнем ногтей Виталия, видимо, настолько потрясли судей, что оно прошло коммуникацию всего за два месяца. И само решение для Страсбурга было вынесено относительно быстро, на это понадобилось меньше двух лет.
В деле Бунтова Европейский Суд усмотрел вопиющие нарушения международных правовых норм. Следственное управление следственного комитета по Тульской области дважды отказывало в возбуждении уголовного дела по факту пыток. И это при том, что избиение Бутнова и других осужденных зафиксировали и члены общественной наблюдательной комиссии, посетившие колонию. Сотрудники ФСИН утверждали, что заключенные «сами себя избили». Против самого Бунтова завели дело о клевете, которое было прекращено лишь в начале 2012 года. Уголовное дело в отношении сотрудников по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) было возбуждено только, после того как была назначена дата рассмотрения в Еропейском суде и жену Бунтова принял руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
По мнению Карины Москаленко, также представлявшей интересы Бунтова, решение ЕСПЧ может оказать положительное влияние на судьбу всех российских заключенных. Европейский Суд обязал Россию «изменить правоохранительную практику в стране таким образом, чтобы ни одно заявление о пытках в колонии не оставалось без контроля. Пока это не произойдет, решение по делу Бунтова будет считаться неисполненным, и его будут контролировать министры Евросоюза».
P.S. На информацию о решении ЕСПЧ по жалобе Витали Бунтова во ФСИН отреагировали очень своеобразно. Адвокат Бунтова Андрей Столбунов сообщил, что его подзащитного в очередной раз поместили в ПКТ.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»