Управление делами президента против огородников Барвихи, или Грядкам на Рублевке не место
«Тот прав, у кого больше прав». Эта циничная житейская мудрость стала аксиомой. В этом я убедился еще раз, пока слушал печальную историю, рассказанную мне жительницей Барвихи Людмилой Зуевой. Нет, она не из той — глянцевой Барвихи, а из другой, которая мало чем отличается от прочих деревень ближнего Подмосковья.
— Получается, что у них всё по закону, а у нас нет никаких прав, — горько заметила Людмила Васильевна. Понятно, что «они» — это власть, а в данном случае — прагматичное и деловое Управление делами президента РФ.
История, о которой и пойдет речь, в какой-то мере типична для ближнего Подмосковья, где земля на вес золота, а в Одинцовском районе — и вовсе золотая. Поэтому любой, чуть спорный вопрос о собственности всегда решается в пользу тех, у кого больше прав или денег. У чиновников больше первого, у бизнеса — второго. Вот эти две социальные категории и заселили земли по Рублево-Успенскому направлению почти полностью. Ту же Барвиху…
В 70-е годы прошлого века рабочим и служащим подсобного сельского хозяйства «Барвиха» при 4-м Главном управлении Минздрава СССР отдельным приказом были выделены земельные участки — из расчета пять соток на семью. Всего участки на общей площади приблизительно 16 га получили около 400 человек.
После распада СССР подсобное хозяйство преобразовалось в ГУП СХП «Барвиха» Медицинского центра Управления делами президента РФ. В 1992 году это предприятие получило в бессрочное пользование 439 га земли, туда же входили и эти 16. Сотрудники копались на своих огородах, а СХП тоже что-то сажало и сеяло. Правда, не очень успешно.
И в 2001 году на свет появляется ФГУП «Рублево-Успенский лечебно-оздоровительный комплекс (ЛОК) Управления делами президента РФ», его функции: организация отдыха. Никакого отношения к сельскому хозяйству это ФГУП не имеет, виды деятельности (по кодам ОКВЭД): деятельность гостиниц и ресторанов; деятельность прочих мест для проживания; деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п. Тем не менее в 2007 году ЛОК становится правопреемником СХП «Барвиха».
На самом деле в такой реорганизации, скорее всего, был свой резон: на балансе в СХП числился только один принтер, а долгов — почти на 6 млн рублей. Правда, «золотая земля» могла перекрыть любые издержки — напомню: на тот момент, согласно бумагам, СХП «Барвиха» имело в бессрочном пользовании 439 га. Кстати, с количеством гектаров в скором времени произошла весьма загадочная история. Уже через год в постоянном бессрочном пользовании у ЛОКа «находились земельные участки общей площадью более 73 га в границах Барвихинского сельского округа». Откуда такая несуразица, «Новая газета» поинтересовалась в Управлении делами президента, но нам пока не ответили на этот и другие вопросы.
Более других все эти пертурбации взволновали огородников: люди озаботились оформлением земли в собственность и наткнулись на сопротивление глубоко эшелонированной обороны чиновников. В январе 2008 года на запрос депутата Госдумы Апариной заместитель управляющего делами президента И.Д. Малюшин отвечает по всем стандартам бюрократического жанра: «В период с 1960—1995 гг. земельные участки выделялись служащим подсобного хозяйства «Барвиха» Четвертого главного управления при Минздраве СССР. <…> Однако списков работников <…>, наделявшихся земельными участками для ведения огородничества в указанный период <…> не имеется».
Вот какая незадача: списков не нашли — владельцы огородов есть, а бумажек нет. Поэтому: «…оказать содействие в разрешении ситуации <…>, указанной в жалобе жителей поселка Барвиха, не представляется возможным». Другими словами, землю в собственность они не получат.
Вообще-то версия не очень убедительная — найти или восстановить списки труда не составит. И появилась версия страховочная. Ее озвучил генеральный директор ФГУП «Рублево-Успенский ЛОК» г-н Урюпин. В письме главе Барвихи Валерию Марковскому он директивно сообщает, что «предусматривается ведомственная малоэтажная застройка следующих участков: (идет перечисление. — Ред.) <…> территория огородных участков сотрудников Управления делами и хозяйственных построек сельхозпредприятия <…> общей площадью 16 га». Для справки: на тот момент еще никто не обладал правом собственности на эти земли. Короче — ни пяди земли своему народу.
Проходит два года — у земли по-прежнему нет собственников (по крайней мере об этом свидетельствует выписка из Государственного кадастра недвижимости от 11 августа 2010 года), а жители по-прежнему фактически являются владельцами огородов. И продолжают писать письма. Например, руководителю администрации Одинцовского муниципального района (май 2011 года — хронология в этой истории очень важна). Ответ — все та же классика: «Администрацией <…> рассмотрено Ваше обращение по вопросу передачи в собственность по фактическому пользованию земельных участков <…>. Рассмотрение данного вопроса возможно после разработки и утверждения генерального плана застройки сельского поселения Барвихинское». Но «решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации». Иди туда, не знаю куда, где никто ничего не знает…
В любом цивилизованном государстве точку в подобной истории может поставить суд. У нас тоже есть суд, куда жители и обратились — с иском к администрации района. Случилось чудо: первым шести истцам в июне 2011 года Одинцовский суд пошел навстречу и признал их право собственности на землю. При вынесении решения судья руководствовался следующими обстоятельствами: есть документы, подтверждающие право пользования земельными участками; согласно ст. 44 Земельного кодекса РСФСР земля в бессрочное пользование предоставляется гражданам для ведения личного хозяйства.
«Таким образом, анализируя данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что земельный участок (Ф.И.О. — Ред.)был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование. <…> Суд приходит к выводу, что исковые требования <…> основаны на законе и подлежат удовлетворению».
Закон восторжествовал? Ага, как бы не так… Когда жители с судебным решением на руках пошли в кадастровую палату, выяснилось, что у этих 16 га владелец уже есть — Рублево-Успенский ЛОК.
На последующих судебных заседаниях появились и представители ЛОКа, которые предъявили изумленным жителям пачку свидетельств о государственной регистрации права на бессрочное пользование землей, датированные декабрем 2009 года. Естественно, суд дал «задний ход» — решения, основанные «на законе», были отменены. Обескураженным истцам осталось только предполагать, что свидетельства оформлены задним числом. Для подозрений, надо сказать, у них были некоторые основания.
Во-первых, не меньше года после оформления отсутствовали данные о владельцах этих участков в кадастровой палате. Во-вторых, оформление подобных документов невозможно без участия районных властей, но, судя по ответу жителям Барвихи руководителя Одинцовской администрации Николая Кондратюка, он еще в мае 2011 года не знал, что эти земли переданы ЛОКу.
Конечно, можно допустить, что сотрудники «дочки» управделами только спустя год обратились в кадастровую палату. Можно также допустить, что сотрудники районной администрации не проинформировали своего шефа о том, что земля уже передана другому владельцу. Всё может быть… Тем не менее я задал вопрос чиновнику из областной кадастровой палаты: «Реально ли получить свидетельство на право бессрочного пользования землей задним числом?»
— Маловероятно, но возможно при очень больших деньгах и такой же большой власти.
Впрочем, оставим предположения оставшимся без земли барвихинским огородникам и будем считать, что УДП, как всегда, всё сделало по закону. Как говорится, буквы одни — дух разный…
Адвокат жителей Барвихи Ирина Наумкина, правда, надеется на вышестоящую инстанцию:
— Мы подали апелляционную жалобу с просьбой о пересмотре дела. Мы исходим из того, что право бессрочного пользования у жителей Барвихи было первичным. В этом праве они имеют приоритет перед ЛОКом. Не было никаких постановлений или актов, которые бы указывали на то, что у жителей земля была изъята и передана ЛОКу. Поэтому право пользования землей жителями законно. Надеюсь, что суд установит истину.
Может, установит, а может, — и нет. Если исходить из сложившейся практики, то какие могут быть огороды на 5 сотках федеральных «золотых» земель? Это вы, господа-огородники, извините, рылом не вышли — не положено.
А вот управляющему делами президента г-ну Кожину — положено. Владимир Игоревич, так сказать, фейс-контроль успешно прошел. Он не только приобрел в собственность почти 8 га некогда федеральных земель при кадастровой стоимости чуть более 1 миллиона рублей, но и сумел изменить категорию этой земли, что теоретически позволяет увеличить ее стоимость в десятки раз (см. «Новую газету», № 40 от 11.04.12).
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»