Сюжеты · Культура

Эльфы ушли в безвозвратное прошлое

Еще не сыгранный спектакль «Сон в летнюю ночь» уже вписан в историю нашего театра

Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, триумфально отмеченный на последнем фестивале «Золотая маска» за лучшую оперную постановку и шедевральные балеты, мелькает во первых строках всех изданий. Скандал возник вокруг быстро разлетевшегося доноса, оказавшегося у протоиерея Чаплина, Павла Астахова, в департаменте по культуре Москвы и Минкульте РФ...
**Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, триумфально отмеченный на последнем фестивале «Золотая маска» за лучшую оперную постановку и шедевральные балеты, мелькает во первых строках всех изданий. Пресс-секретарь «Стасика» говорит, что театр ежеминутно мучают даже те СМИ, которые даже не знают, где он находится.**
Скандал возник вокруг быстро разлетевшегося доноса, оказавшегося у протоиерея Чаплина, Павла Астахова, в департаменте по культуре Москвы и Минкульте РФ. Донос подписан вымышленным именем Светланы Х. от лица родителей юных хористов, и говорится в нем, что готовящийся к выпуску спектакль «Сон в летнюю ночь» пронизан «развратными сценами совращений и призывов к сексу». Намеченная на 10 июня премьера новой постановки, совместной с Английской национальной оперой, поставлена под угрозу.
Так вот, звезды сошлись столь пикантно, что разбираться в ситуации придется новому министру культуры В. Мединскому, который, возможно, и предполагал, что на ниве современного искусства бушуют чуть не мордобойные страсти, но не до такой же степени.
Опера величайшего английского композитора ХХ века Бенджамина Бриттена (1913 — 1976) создана на шекспировский сюжет. Режиссер Кристофер Олден добавил сочинению новых смыслов (или обнаружил скрытые — это мы, надеюсь, оценим по спектаклю): действие из волшебного леса, обиталища эльфов, перенесено в мужскую школу 60-х годов прошлого века. В опере занят детский хор, и родители были театром уведомлены, что новая постановка — вовсе не сказочка для младших школьников.
Именно этот спектакль год шел в Лондоне и, хотя вызвал разноречивые отклики, был номинирован на премию Лоренса Оливье. Да и смешно подозревать Великобританию, что она не заботится о нравственном здоровье нации.
По большому счету речь снова и снова идет о том, является ли искусство музеем или неустаревающим источником для размышлений, в первую очередь о сегодняшнем дне.
В данной ситуации нелишне вспомнить недавний (проигранный) иск гражданки Светланы В. к Большому театру за доставленные ей «нравственные страдания» из-за «глумления над Глинкой» и «пошлых сексуальных сцен» в новой постановке «Руслана и Людмилы». Действительно, помню, как в этом спектакле восхитительной режиссерской фантазии некоторые зрители в первую очередь отмечали голую девушку, мелькнувшую на третьем плане в Садах Черномора. И еще более свежий пример: группа православных товарищей сочла кощунственным кадило и условные иконы в виде реквизита в спектакле того же Большого театра «Золотой петушок». Что тут скажешь? Тем, кто свалился в современный театр первый раз как дурак с мороза, лучше начинать с мюзиклов.
А в балете? Вообще стыд! Танцовщики выступают в трико, под которым ведь много чего видно. Да и балерины, бывает, танцуют без лифчика. А ведь тоже не эльфы, как бы ни старались в своей «Жизели». Пусть бы Жириновский обеспечил их бюстгальтерами, как обещал… В общем, ой как далеко можно зайти. Если подумать — гораздо дальше, чем режиссер Кристофер Олден. В стране, где не было секса, он махрово расцветет в искаженном Зазеркалье.
Спектаклю «Сон в летнюю ночь» создали фантастический пиар. Он еще, что называется, в прокат не вышел — а уже вошел в историю эпохи «Путин-3».
**_директор Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко_**
**— Видели ли вы этот спектакль в Лондоне?**
— Спектакль видел художественный руководитель нашего театра Александр Титель, но думаю, что оценивать его он сейчас не будет. Давайте дождемся премьеры, а затем обсудим.
**— В каком состоянии сейчас спектакль?**
— Полным ходом идут репетиции.
**— Возможен ли «худсовет»?**
— Экспертный совет возможен. Ничего плохого в этом не вижу. Вопрос — кто в него войдет.
**— Возможна ли редакция российской версии спектакля?**
— Это дело режиссера-постановщика и только его, так как цензура у нас отменена.
**—** **Вы добьетесь премьеры 10 июня?**
— Думаю, премьера будет.