Сюжеты · Культура

За пулепробиваемым стеклом

Премьера «Современника»: Чулпан Хаматова и горячие точки

Елена Дьякова , обозреватель
В рамках фестиваля «Черешневый лес» прошла премьера «Скрытой перспективы» Дональда Маргулиса. Пьесу американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии, поставил Евгений Арье, основатель и худрук театра «Гешер». «Скрытая перспектива» — пьеса на четырех актеров. На сцене — Чулпан Хаматова, Дарья Белоусова, Александр Филиппенко, Сергей Юшкевич.
В рамках фестиваля «Черешневый лес» прошла премьера «Скрытой перспективы» Дональда Маргулиса. Пьесу американского драматурга, лауреата Пулитцеровской премии, поставил Евгений Арье, основатель и худрук театра «Гешер». Это его вторая работа в «Современнике» — после прогремевшего в прошлом сезоне и награжденного рядом премий спектакля «Враги. История любви».
«Скрытая перспектива» — пьеса на четырех актеров. На сцене — Чулпан Хаматова, Дарья Белоусова, Александр Филиппенко, Сергей Юшкевич.
Спектакль посвящен памяти Мари Колвин (Великобритания), Анны Политковской и всех журналистов, погибших при исполнении долга.
В 2011 году так — по всему миру — погибли 103 журналиста. В 2010-м — 102.
Чулпан ХАМАТОВА:
Выяснилось, что со своим звонком я опоздала на семь дней. 22 февраля она была убита в Сирии. Мари была там нелегально. Власти отказали ей в визе. Как мне потом рассказали ее друзья, она была в ужасе от того, как вели себя правительственные войска, бомбовыми ударами уничтожая целые городские районы. Она снимала, как гибли мирные жители, в том числе и дети. От нее требовали молчания, но она продолжала передавать репортажи, зная, что рискует жизнью.
Так и случилось. Был засечен сигнал ее спутникового телефона, и на следующий день, когда она вновь включила его, дом, где находилась Мари, был разрушен четырьмя точечными бомбовыми ударами».
Из буклета спектакля «Скрытая перспектива»
Вся сцена закрыта наклонной стеклянной крышей. Наборные стекла и аскетический железный каркас запылены дождями и автомобильными выхлопами Нью-Йорка. Так же аскетичен, на том же черном железном каркасе держится двухэтажный лофт за стеклом. Там вспыхивает свет и мучительно, медленно, с хриплым дыханием и непроизвольными вскриками нешуточной боли движутся две фигуры. Журналист Джеймс (Сергей Юшкевич) привез из госпиталя домой фотокорреспондента Сару (Чулпан Хаматова).
Нога в броне гипса. Ортопедический воротник. Бритая голова со следами отека. Сара и проводник-переводчик Тарик подорвались на заминированной дороге. Он — насмерть. Ее долго держали в искусственной коме, «штопая» множественные черепные ранения.
Ну-с… а съемка вышла бесценная. Респектабельный глава фотослужбы Ричард (Александр Филиппенко) готов говорить с респектабельным издательством об альбоме.
Тут речи нет о карьере на ужасах чужой войны. В этих ребят летели настоящие пули. Кровь и мозг местных жителей, погибших рядом, летели им в лица. Их нервные срывы, их бессонницы, их кошмары, их ночные разговоры о том, зачем они все-таки едут в Ирак, Афганистан, Камбоджу, Сьерра-Леоне — и меняет ли это хоть что-нибудь? — настоящие.
И судить-оценивать спектакль (уж так, по-честному) должен тот, кто и сам там был.
Стеклянный щит лофта почти все время разделяет сцену и зал. В конце первого акта, когда на заднике крупным планом идут кадры, снятые Сарой на войне, — это милосердно.
Потому что всерьез, включая сознание, — на это немыслимо смотреть даже из партера.
…Но есть люди, которые на это смотрят — в упор. Через объектив. По принципу классика жанра Роберта Капа (1913–1954): «Если ваши фотографии получаются недостаточно хорошими, значит, вы недостаточно близко фотографируете».
И есть та человечья икра (включая самые мелкие икринки), та икра, не защищенная приличным паспортом и медстраховкой, — на головы которой летят бомбы в Багдаде.
А когда так уж ложится фишка мировой истории — бомбы летят в Белграде. В Ленинграде, Лондоне, Дрездене. А авторам идеи и руководителям проекта «ковровых бомбардировок» потомки ставят памятники в великих столицах, возле церквей.
К тексту пьесы Дональда Маргулиса (пьесы, впрочем, умной и добротной) много добавляет буклет спектакля, сделанный «Современником». Буклет с подлинными словами коллег сценической Сары Гудвин. На вопрос — зачем их, адреналинщиков, туда несет? — исчерпывающе отвечает Мари Колвин, погибшая 22 февраля 2012 года в Сирии: «Широкая общественность имеет право знать, что наше правительство и наши вооруженные силы действуют там от нашего имени».
Впрочем, вернемся к премьере. Та жесткая, сильная, почти невыносимо резкая девочка, которую играет Чулпан Хаматова, — выточена войной, обглодана войной, обречена войне. С юной, безбашенной, добросердечной и кокетливой Мэнди (Дарья Белоусова), воплощающей путь тысяч женщин, Саре трудно спорить и странно сидеть рядом. Мирное американское материнство (пробудившее в юной Мэнди такие бездны здравого смысла, что оторопь берет) — и аскеза Сары, добровольно обреченной своему смертному риску снимать и свидетельствовать, несопоставимы. Как путь мира и путь подвижника.
Хотя мир, несомненно, использует этого подвижника. А то и лакомится его специфическим, его экстремальным опытом. Типа как французскими сырками с пеплом.
Пьеса Дональда Маргулиса на российской сцене хороша уже тем, что она — новая. Рассказывает новую историю, ставит новые вопросы, добывает новые смыслы.
Самый жесткий вопрос — о двух несопоставимых, но существующих рядом мирах. Мир нью-йоркского лофта и мир взорванного багдадского рынка предельно сближены в наше время. Они ясно видят друг друга. Нью-Йорк видит Багдад через объектив камеры Сары. Багдад видит Нью-Йорк в устарелых стеклах телеэкрана, в жестоком раю телесериалов.
Герои «Скрытой перспективы» непрестанно повторяют друг другу: так было и будет.
Джеймс и Сара в пьесе постоянно думают: зачем нужны наши свидетельства?
— О, какие прелестные зверства лежат у нас на кофейном столике… Мэнди, передай орешки! — бормочет пьяный Джеймс, теребя «сигнал» их долгожданного альбома.
Черно-зеленые от злости, они возвращаются из небродвейского интеллектуального театра. Джеймс снова взрывается: эта публика ловит в документальных спектаклях о войне тот же адреналин, который народ попроще ловит в блокбастерах! Но интеллектуалы еще и горды собой: они выполнили гражданский долг, отсидев полтора часа в зале! Ненавижу!
И тут он прав. И в Европе нет приличного фестиваля без таких гражданских радений.
Но правда, которая в финале снова уводит Сару-Чулпан в Кабул, — другого порядка.
И она вовсе не в том, что своими репортажами и своей съемкой эти ребята пишут «скрытую перспективу» мировой истории. Или хотя бы — дают ей бесценные источники.
Хотя и это — чистейшая правда.

ПОД ТЕКСТ

Про нас
Чулпан Хаматова, играющая в спектакле главную роль американской журналистки Сары, снимающей жизнь в горячих точках, на войне, посвятила свою актерскую работу Анне Политковской и корреспонденту британской газеты «Sunday Times» Мари Колвин, погибшей недавно в Сирии.
Спектакль открывается сценой приезда тяжело раненной Сары домой в Нью-Йорк. Ранение минно-взрывное, полученное где-то в африканской или азиатской горячей точке. После взрыва ее оперировали в Германии. Медицинский воротник на шее и гипс на ноге.
Ее привез коллега и любящий человек Джеймс (Сергей Юшкевич), который много лет работает в горячих точках, начал, как он говорит, сразу после окончания колледжа. Ему это надоело, хочется любви, детей — простого человеческого счастья. Спать не на голом полу, от чего болит спина, а на кровати.
Начальник Сары и Джеймса немолодой редактор Ричард (Александр Филиппенко) благодарит их за возможность спокойно работать, сидя в мягком кресле дома, в Нью-Йорке, когда они посылают репортажи из горячих точек.
Молодая подруга Ричарда — Мэнди (Дарья Белоусова) — родила ему ребенка и мечтает о втором. У каждого из четырех героев спектакля своя гармония.
Но есть еще и пятый — проводник Сары, местный житель той условной страны, бывший студент Тарик, незримо присутствующий в пьесе. Та мина, которая тяжело ранила Сару, убила Тарика. Гибель в горячей точке — это и есть «скрытая перспектива» любого работающего там журналиста.
Так что же, не говорить миру о том, как убивают людей, как страдают и гибнут на бесконечных войнах дети?
Кто-то же должен это делать. Кто-то сидит на мягком диване в Нью-Йорке или в Москве, а кто-то снимает и пишет обо всех ужасах войны и террора, о раненых, о стонущих от боли людях, о больных детях.
И вот здесь вечный спор: если ты видишь человеческое страдание, раненого ребенка, что ты как журналист должен делать: снимать или спасать?
Сара, которая прошла многие горячие точки, сама была тяжело ранена и находилась на волосок от смерти, говорит: «Снимать, выполнять свою работу». А Мэнди, которая никогда не была на войне, говорит: «Спасать». И это вечный вопрос каждого журналиста на войне, и каждый решает его по-своему.
А в конце спектакля молодая Мэнди и немолодой Ричард остаются в Нью-Йорке. Джеймс, который много повидал в горячих точках, тоже остается, хотя по-прежнему любит Сару. А Сара в очередной раз, только отойдя от тяжелого ранения, снова едет на войну. Она там нужна. Ведь кто-то должен сказать миру правду.
Я смотрел этот спектакль вместе с мамой нашего погибшего журналиста Игоря Домникова, Руфиной Семеновной. И в том образе Сары, который создала очень талантливо Чулпан Хаматова, я видел нашего Игоря, нашу Аню Политковскую, нашего Юру Щекочихина, нашу Наташу Эстемирову и многих других погибших журналистов, а также, слава богу, живых, которые постоянно уезжают в горячие точки: Лену Милашину, Олю Боброву, Эльвиру Горюхину, Иру Гордиенко…
Вячеслав ИЗМАЙЛОВ, военный обозреватель «Новой»: Здесь вечный спор: если ты видишь человеческое страдание, раненого ребенка, что ты как журналист должен делать: снимать или спасать?