Сюжеты · Политика

Друг из ГДР

Назначение председателя совета директоров Уралвагонзавода Евгения Школова помощником президента России может стать началом обострения внутриэлитного конфликта

Назначение председателя совета директоров Уралвагонзавода Евгения Школова помощником президента России может стать началом обострения внутриэлитного конфликта
После назначения председателя совета директоров ОАО «НПК Уралвагонзавод» (УВЗ) Евгения Школова помощником президента России карьерный взлет начальника танкового цеха того же завода Игоря Холманских, назначенного полпредом президента, стал похож на «операцию отвлечения». Причем успешную операцию. Обратите внимание: обсуждение этих двух назначений свелось к разговорам о том, что УВЗ — «кузница президентских кадров». Мало кто теперь вспоминает, что Школов возглавил совет директоров УВЗ лишь в ноябре прошлого года по личному распоряжению Путина, к работе в должности толком не приступил, и скорей всего и был назначен, чтобы именно с ним был связан выход оборонного предприятия из затяжного кризиса. Что, в свою очередь, должно было подчистить имидж Евгения Школова, который в июне прошлого года покинул должность замминистра МВД с серьезными репутационными потерями.
В МВД Школов сделал стремительную карьеру. И это притом что он никогда не был милиционером. Окончив в 1977 году Ивановский энергетический институт, Школов пошел по стопам отца — кадрового разведчика. В 80-х работал в резидентуре в ГДР, где познакомился и подружился с Владимиром Путиным.
После развала СССР Школов вернулся в Иваново, работал в городской администрации. В 2000-м Путин назначил его главным федеральным инспектором Ивановской области, а через два года забрал в администрацию президента, помощником первого заместителя руководителя администрации президента Дмитрия Медведева. В марте 2005 года Школов стал вице-президентом и членом правления ОАО «Транснефть».
После полутора лет работы в нефтянке Школов примерил генеральские погоны, получив назначение на должность руководителя Департамента экономической безопасности МВД России. Еще через год стал замминистра МВД по криминальной милиции, куратором не только «родного» ДЭБа, но и таких ключевых подразделений МВД, как департаменты уголовного розыска и по борьбе с оргпреступностью и терроризмом (ДБОПиТ).
А вот увольнение генерала Школова из МВД в июле прошлого года было больше похоже на экстренную эвакуацию для вывода из-под удара в связи с набирающим обороты коррупционным скандалом в ДЭБе. Главным фигурантом этого скандала стал тогда Андрей Хорев, который фактически отвлек на себя внимание и вывел из-под удара своего патрона. Дело в том, что Хорев пришел в ДЭБ в 2007 году. Быстро приглянулся Школову. И когда в ДЭБе освободилась должность первого зама, именно Евгений Школов, ставший к тому времени уже замминистра, предложил эту должность Андрею Хореву, наделив молодого генерала практически неограниченными полномочиями. Правда, и уволил Хорева лично Школов. Но только тогда, когда не увольнять было просто неприлично.
Формально Евгений Школов освободил должность замминистра МВД из-за реформаторских разногласий с Рашидом Нургалиевым. А на самом деле сотрудники подразделений, которые курировал генерал Школов, неоднократно назывались в СМИ чересчур активными участниками ряда корпоративных конфликтов. К примеру, к тому времени было хорошо известно о причастности полицейских из Управления «К» и руководства БСТМ к делу «Евросети». «Личная заинтересованность» Евгения Школова в деле «Евросети» тогда официально не нашла подтверждения.
В июле прошлого года «Новая» опубликовала материал «Генеральская уборка» (№ 78 от 20 июля 2011), в котором высказала предположение, что подлинная причина увольнения Школова — это назревающий скандал, связанный с рейдерской атакой на ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ), одиного из крупнейших в мире экспортеров аммиака.
По словам наших источников, Школов действовал тогда открыто и самоуверенно, поскольку не верил в возможность своей отставки. К несчастью для генерала, о его возможной причастности к организации «наезда» на химическое предприятие узнал Рашид Нургалиев, которому удалось добиться согласия Владимира Путина на увольнение Школова из МВД.
Наконец, одно из самых громких коррупционных дел (дело Магнитского) напрямую касается ДЭБа, который возглавлял Школов.
Путин не забыл своего протеже и, назначив его своим помощником, снова приблизил к себе.
Циркулируют слухи, что в зоне ответственности Школова будет кадровая политика Кремля. Чекисты отличаются хорошей памятью, никогда не забывают ни друзей, ни врагов. Евгений Школов — не исключение. А это значит, что уже в ближайшее время он может начать процесс как реабилитации фигурантов коррупционных скандалов, которым он покровительствовал, так и наезда на инициаторов этих расследований. А это, в свою очередь, чревато серьезным внутриэлитным конфликтом с непредсказуемыми последствиями.