Сюжеты · Общество

Святой Георгий, где твое копье?

У детей с отставанием в умственном развитии чиновники отнимают школу — лишают шанса жить в обществе

Иван Жилин , спецкор
В школе Святого Георгия учатся дети с отставанием в умственном развитии. 52 человека, для которых эта школа — единственный шанс найти себя в обществе. Недавно им всем сказали: «Вы нам не нужны».
«Если Саша чего-то не видит, для нее этого нет», — объясняла мне учитель школы Святого Георгия Ирина Веснина. Саша стояла рядом с учителем и смотрела на далекий многоэтажный дом. По ее взгляду было сложно понять, существует ли он для нее… Слегка полноватая, в очках, девочка крепко вцепилась в рукав учительницы и боялась его отпустить. В школе Святого Георгия учатся дети с отставанием в умственном развитии. 52 человека, для которых эта школа — единственный шанс найти себя в обществе. Недавно им всем сказали: «Вы нам не нужны».
23 апреля директор школы Лариса Соломкина получила письмо из муниципалитета Люблино с предписанием освободить помещения школы до 17 мая.
— Самое странное, — говорит она, — что указ датирован 5 марта, а получили мы его только сейчас, спустя полтора месяца. Я не знаю, зачем чиновники так долго тянули с выдачей письма. Но еще хуже то, что нам ничего не предлагается взамен: фактически нас вышвыривают на улицу. Ладно воспитатели, но куда идти детям? Кто позаботится о них, кто будет с ними заниматься?..
Ответов на эти вопросы у чиновников люблинского муниципалитета нет. По словам руководителя муниципального образования Люблино Юрия Андрианова, чтобы школа осталась на прежнем месте, муниципалитету должны предоставить здание аналогичной площади.
— Мы уже направили соответствующие документы в департамент имущества Москвы, но ответа пока не получили, — заявил он «Новой». — В любом случае это здание используется не по назначению, здесь должен быть досуговый центр.
Родители детей, воспитанников школы Святого Георгия, доведены до отчаяния.
— Вы можете себе представить, что ребенок, который не говорил, через год уже начал читать стихи наизусть? — спрашивала меня мать семилетней Вики Ирина Мартынова. — Нам врачи говорили: «Никогда не сможет говорить», а здесь — за год научили…
— Это все они сами сделали, — учитель труда Валерий Игнатов показывает мне поделки из дерева: разнообразные игрушки, кораблики, ложки. — Дети в обычных школах так не умеют, как наши!
В кабинете шитья идет работа — дети ловко перебирают спицами, меня не замечают, и хорошо, потому что меня предупредили: вторжение в мир этих детей незнакомого человека может обернуться для них катастрофой.
— Конечно, мы учим их и обычным школьным предметам — математика, литература, география — все это есть, — говорит завуч школы Тамара Исаева. — Просто для наших детей — это не самое главное. Многие из них не говорят, многие — боятся чужих. Поэтому главное — адаптировать их, научить элементарному, ведь иначе они просто жить не смогут…
В кабинете керамики стены увешаны скульптурками. Кремль, деревенский дом, птицы — все из глины, но цена им — золото.
— Это наши дети! — гордо говорит учитель Мария Шилова.
Очень хочется подчеркнуть это слово — наши.
P.S.Вернувшись из школы Святого Георгия, включил радио: «Московских детей-аутистов не пустили в океанариум. Руководство заведения посчитало, что дети своим видом будут портить настроение обычным посетителям».