Николай Донсков , Представитель «Новой газеты» в странах Северной Европы
Марина Салье была суровым критиком этого персонажа российского политического небосклона. Еще двадцать лет назад она занималась депутатским расследованием деятельности Путина, в то время чиновника в мэрии Санкт-Петербурга. Результаты расследования были направлены в прокуратуру, Путина рекомендовали уволить. Но хода документам не дали...
21 марта в больнице небольшого провинциального городка Остров Псковской области в возрасте 77 лет умерла от инфаркта Марина Салье. Эта немолодая интеллигентная женщина в прошлом – известный петербургский политик, бывший депутат Петербургского горсовета, народный депутат России, экс-председатель Свободной демократической партии России.
Все последние годы она вела жизнь отшельницы. Жила в глухой деревне Ладино Новоржевского района Псковской области, в политической жизни не участвовала, с журналистами не общалась. Это ее добровольное изгнание совпало по времени с началом президентской карьеры другого известного петербургского политика – Владимира Путина.
Марина Салье была суровым критиком этого персонажа российского политического небосклона. Еще двадцать лет назад она занималась депутатским расследованием деятельности Путина, в то время чиновника в мэрии Санкт-Петербурга. Результаты расследования были направлены в прокуратуру, Путина рекомендовали уволить. Но хода документам не дали. Путин пошел на повышение. И впоследствии достиг самой вершины российского политического олимпа.
Впрочем, совсем недавно Марина Евгеньевна вновь напомнила о себе. 4 февраля 2012 года она приняла участие в митинге политической оппозиции в родном Санкт-Петербурге. Тогда, на Конюшенной площади северной столицы она призвала бороться за честные выборы и произнесла слова, которые теперь воспринимаются как ее политическое завещание: «Я хочу, чтобы «дело Путина», которым я занимаюсь с 1992 года, было доведено до суда».
**В чем суть «дела Путина», расследованием которого занималась Марина Салье и которое в конечном счете она посчитала опасным для собственной жизни?**
Для того, чтобы понять суть дела, вспомним, какие это были времена – начало девяностых годов прошлого века, «лихие девяностые». Ситуация в стране и в городе на Неве в частности была тяжелая (впрочем, тяжелой она стала еще в конце 1980-х годов прошлого века, в преддверии краха коммунистической идеологии и распада Советского Союза). Люди месяцами не получали зарплату, прилавки магазинов пугали пустотой, многие продукты продавалась исключительно по карточкам, ползли зловещие (и притом вполне обоснованные) слухи о надвигающемся голоде. (Замечу, что продовольственные карточки, как и карточки на некоторые товары ширпотреба были вовсе не изобретением начала 90-х. Отмененные в конце 1947-го, после Второй мировой войны, карточки вновь появились в СССР в конце 1970-х вследствие тотального дефицита и с тех пор то и дело вновь возвращались в быт советских граждан эпохи «развитого социализма».)
В тяжелые времена начала 1990-х в Кремле возникла идея борьбы с продуктовым дефицитом (впрочем, также хорошо известная в странах третьего мира) – осуществлять жизненно необходимые закупки продовольствия по бартеру. То есть в обмен – «нефть в обмен на продовольствие».
Аналогичную инициативу проявили и в Смольном, когда осенью-зимой 1991 - 1992 года город на Неве остался без продовольствия.
Вот как описывает ситуацию Марина Салье, которая в 1990-1993-м годах была членом Ленинградского (впоследствии Санкт-Петербургского) Городского Совета:
«Я стала узнавать, исключительно по слухам, что нашему городу выделены квоты на продажу леса, металлов и других товаров для бартера в обмен на продукты, – рассказывала Марина Евгеньевна в своем последнем большом интервью радио «Свобода» в марте 2010 года. – Какие квоты? Где квоты? Официально никто ничего не знает… Была создана рабочая группа для расследования этой ситуации.
Если говорить очень коротко, то дело было так: договоры были заключены бог знает с какими фирмами. Фирмы были совершенно явно подставные, однодневки. Лицензии на вывоз сырья выдавались нашим питерским комитетом по внешнеэкономическим связям, то есть его руководителем Путиным. Подписывал их либо он сам (редко), либо его заместитель Аникин. Они не имели права выдавать эти лицензии. И товары с этими лицензиями уходили за рубеж. А продовольствие не поступало. И не поступило».
Итак, в 1992 году специальная комиссия Горсовета под руководством Салье пришла к выводу, что по документам, подписанным Владимиром Путиным, председателем Комитета по внешним связям при мэре Санкт-Петербурга, а также его заместителем Александром Аникиным, за рубеж были вывезены нефтепродукты, металлы, лес и другое сырье на сумму более ста миллионов долларов. В то время астрономическая сумма!
Все контракты были бартерными. Взамен в Санкт-Петербург, где продовольствия не хватало настолько, что на него были введены карточки, должны были поступить партии мяса, птицы, картофеля. Но они так и не поступили.
Отчет комиссии Салье был передан в прокуратуру и Контрольное управление администрации президента. А по результатам депутатского расследования, Горсовет предложил мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку отправить в отставку председателя Комитета внешних связей Владимира Путина.
Но прокуратура расследованием дела о коррупции и хищении государственных средств не заинтересовалась.
Дело не получило хода и в администрации президента, хотя документами комиссии Марины Салье заинтересовался начальник Контрольного управления администрации Президента Юрий Болдырев (один из основателей демократической партии «Яблоко» совместно с Григорием Явлинским и Владимиром Лукиным). В марте 2003 года Юрия Болдырева просто сняли с занимаемой должности.
Проигнорировал рекомендацию Горсовета и мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. Напротив, вскоре Владимир Путин пошел на повышение. В 1994 году он был назначен первым заместителем Собчака, стал вице-мэром города, сохранив за собой также должность руководителя комитета по внешним связям.
Сам Владимир Путин обвинения со стороны депутатской комиссии и лично Марины Салье категорически отвергал. По его утверждениям, депутатская комиссия ничего по сути не расследовала, фактов не представила, привлекать к уголовной ответственности было некого и не за что, а скандал депутаты пытались раздуть для того, чтобы добиться увольнения самого Путина и оказать давление на Анатолия Собчака.
**Жизненные пути мэра Петербурга и его первого заместителя впоследствии разошлись.** Анатолий Собчак, первый демократически избранный руководитель города на Неве, занимавший свой пост ровно 5 лет (с июня 1991 по июнь 1996), проиграл выборы своему заместителю Владимиру Яковлеву.
Яковлев стал губернатором Санкт-Петербурга, а Собчак попал в суровую опалу. В октябре 1997 года он был привлечен Генеральной прокуратурой РФ в качестве свидетеля по делу о коррупции в органах государственной власти Санкт-Петербурга. А в сентябре 1998 года против Анатолия Собчака было возбуждено уголовное дело по статьям о злоупотреблении служебными полномочиями и взятках.
Впрочем, еще в ноябре 1997-го Анатолий Собчак бежал из страны. Как свидетельствует Марина Салье, с помощью Путина Собчак улетел на самолете в Финляндию, а оттуда в Париж, где он и находился вплоть до середины 1999 года.
У Владимира Путина в это время началась федеральная карьера в Москве. В августе 1996-го, после поражения Собчака на выборах в Петербурге, Путин был назначен заместителем управляющего делами президента Бориса Ельцина. Меньше чем через год он стал заместителем руководителя Администрации Президента. В июле 1998 Путин возглавил Федеральную службу безопасности России, преемника советского КГБ. (Кстати, на тот момент Владимир Путин являлся подполковником КГБ в отставке. Свое звание он получил за службу в ГДР, где в течение 5 лет, с 1985 по 1990 год он служил в территориальной разведточке в городе Дрездене под прикрытием должности директора дрезденского Дома дружбы СССР-ГДР).
В мае 1999-гопрезидент Борис Ельцин решил назначить Владимира Путина своим преемником на главном посту страны.
По мнению российских аналитиков, выбор Ельцина пал именно на Путина не случайно, а в обмен на гарантии неприкосновенности семьи Ельцина.
«Семья Ельцина» – понятие гораздо более широкое, нежели узкий фамильный круг. Стержнем кремлевского клана, названного «семьей», СМИ нередко называли Татьяну Дьяченко, дочь Бориса Ельцина и жену руководителя администрации Президента Валентина Юмашева. Ее состояние некоторые эксперты оценивали якобы в 200 миллионов долларов плюс недвижимость за рубежом. Компания ее второго мужа Алексея Дьяченко «Белка Трейдинг» была фигурантом громкого скандала с «Бэнк оф Нью-Йорк» и отмыванием денег «русской мафии». Кроме того в «семью» входили близкие Кремлю олигархи-миллиардеры: Борис Березовский, Роман Абрамович, Олег Дерипаска, Александр Мамут…
В августе 1999 года Владимир Путин был назначен Председателем Правительства России. Тогда же Борис Ельцин назвал его своим преемником на президентском посту.
31 декабря 1999 года в связи с досрочным уходом Ельцина в отставку Путин стал исполняющим обязанности президента Российской Федерации. В марте 2000 года он стал избранным Президентом, а после процедуры инаугурации 7 мая 2000 года - полноправным хозяином Кремля.
Разумеется, стремительный взлет Владимира Путина не мог не впечатлить его бывших коллег. В том числе Анатолия Собчака, который теперь вполне мог рассчитывать на покровительство бывшего подчиненного. Уже летом 1999 года Анатолий Собчак возвратился в Россию. А осенью того же года уголовное дело против Собчака было прекращено «за отсутствием состава преступления».
Впрочем, Анатолию Собчаку было суждено недолго жить на родине. В ночь с 19 на 20 февраля 2000 года в возрасте 62 лет он умер в номере гостиницы «Русь» в городе Светлогорск Калининградской области.
По официальному медицинскому заключению, смерть наступила от острой сердечной недостаточности. Но многие тогда усомнились в справедливости официальной версии. Поползли слухи об убийстве, поскольку Собчак «слишком много знал».
Примерно так же трактует эти события и Марина Салье. Она считала неслучайной скоропостижную смерть бывшего непосредственного начальника Путина. Салье называла Анатолия Собчака самым серьезным свидетелем по делам Путина и даже его соучастником.
«Как только Борис Николаевич отдал бразды правления Владимиру Владимировичу, – говорит Марина Салье в своем последнем большом интервью, – Анатолий Александрович решил, что все теперь в порядке, он неподсуден, он под защитой Владимира Владимировича, и он может спокойно вернуться в Россию. Что и сделал. И был абсолютно не прав. Дело кончилось плохо. Я думаю, что вряд ли он умер своей смертью. Потому что все обстоятельства этой смерти были очень странными, и Людмила Борисовна (Нарусова, жена Собчака) на следующий день после его смерти сама высказала такое предположение. Правда, еще через день ей, наверное, хорошо объяснили все, что надо, и она отказалась от этой версии».
**Вокруг Владимира Путина было немало загадочных смертей.**
В сентябре 2004-го скоропостижно умер от загадочной болезни 42-летний охранник Путина **Роман Цепов.**
Цепов – фигура легендарная в Петербурге. Бывший капитан МВД, создавший в начале 90-х охранное предприятие, был известен тем, что он и его люди охраняли первых лиц города - Анатолия Собчака и его заместителя Владимира Путина. В городе курсировали слухи о том, что Цепов тесно связан с Путиным, является посредником между вице-мэром и бизнесом, собирает с «толстосумов» дань.
После прихода к власти Владимира Путина Цепов стал одной из самых влиятельных фигур в деловой и околополитической жизни Петербурга. Ему приписывали тесные связи с начальником президентской охраны Виктором Золотовым, заместителем главы президентской администрации Игорем Сечиным (по одним данным, Сечин бывший офицер Главного разведывательного управления, по другим, как и Путин, выходец из КГБ). Журналисты нередко называли Романа Цепова «серым кардиналом» и «охранным олигархом».
По одной из самых распространенных версий, все это могло сыграть ему плохую службу. Якобы Роман Цепов зарвался, стал слишком много брать на себя, злоупотреблять близостью с бывшим шефом и покровителем из Кремля, о котором он, по роду своей охранной деятельности, также «слишком много знал».
11 сентября 2004 г. Цепову неожиданно стало плохо, и 24 сентября он умер. Следствием было установлено отравление. В качестве причины загадочной смерти Романа Цепова, по совокупности симптомов его стремительно развивавшейся болезни, подозревали лучевую болезнь.
Впоследствии об этом заговорили вновь, когда примерно с такими же симптомами в ноябре 2006-го в Лондоне умер бывший подполковник КГБ-ФСБ 44-летний **Александр Литвиненко** .
Литвиненко – также один из тех, кто говорил о наличии у него компромата на высшее руководство России. В связи с преследованиями на родине, он бежал в Великобританию, где в 2001 году ему было предоставлено политическое убежище. Литвиненко – автор книг о деятельности ФСБ, где он обвиняет российские спецслужбы в организации взрывов жилых домов в России в 1999 году и других терактах, целью которых, по его мнению, являлся приход к власти Владимира Путина.
Английские следователи и судмедэксперты установили в качестве причины смерти Александра Литвиненко факт отравления его радиоактивным полонием.
Кстати, еще один человек помимо Цепова и Литвиненко умер от похожих симптомов. Это известный публицист, **журналист «Новой газеты» Юрий Щекочихин** .
Щекочихин был не только журналистом, но и политиком, депутатом Государственной думы. И как журналист, и как политик, он занимался расследованием громких коррупционных скандалов, нити которых тянулись на верх российской иерархии власти. А незадолго до своей смерти, в 2002-2003 годах Юрий Щекочихин был членом «Общественной комиссии по расследованию обстоятельств взрывов домов в городах Москве и Волгодонске и проведения учений в городе Рязани в сентябре 1999 года», что также связывалось с периодом прихода к власти Владимира Путина.
3 июля 2003 года 53-летний Юрий Щекочихин умер от стремительно развившейся тяжелой болезни. Впоследствии медики назвали официальной причиной смерти тяжелую общую интоксикацию, что в переводе на общедоступный язык означает отравление.
**Но вернемся к истории Марины Салье.**
2000-й год стал той чертой, когда карьера чиновника, бывшего некогда малоизвестным руководителем комитета по внешним связям администрации Санкт-Петербурга, достигла своего апогея. Владимир Путин стал Президентом России. А Марина Салье решила покинуть Петербург. Она поняла, что старая эпоха романтиков от демократии кончилась. А занятие политикой стало опасным делом.
Этому есть вполне конкретные подтверждения. В ноябре 1998 года еще одна известная петербургская женщина-политик, депутат Государственной думы 52-летняя Галина Старовойтова была расстреляна на пороге собственной квартиры.
«Мы договорились с Юшенковым о встрече, это было в начале 2000 года, - рассказывает Марина Салье. - Мы, свободные демократы, хотели объединяться с ним. У нас были всегда очень хорошие отношения с Сергеем Николаевичем. И я увидела в его кабинете человека, которого я не хотела видеть никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. Я не назову вам этой фамилии. И тогда я поняла, что лучше уехать. А Сергей Николаевич вскоре был убит.»
**53-летний Сергей Юшенков был застрелен 17 апреля 2003 года** в Москве, около подъезда дома, где он жил. А Марина Салье с 2000 года не давала никаких интервью или предупреждала журналистов: о Путине – ни слова.
Кстати, еще один соратник Марины Евгеньевны – Юрий Гладков также предпочитал не затрагивать эту тему.
Депутат Ленсовета и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Гладков был заместителем Марины Салье в комиссии по расследованию «путинского дела» в 1992 году. По словам Марины Салье, после 2000 года он также наотрез отказывался говорить об этом с журналистами.
«Когда в 2000 году у него пытались брать интервью, он категорически отказался, - говорит Мариа Салье. - Боялся. Мне он так и объяснил: «Нет, Марина Евгеньевна, я не могу».
В начале 2000 года Марина Салье покинула Петербург и уехала жить в деревню Ладино Новоржевского района Псковской области. Там она чувствовала себя в относительной безопасности. Правда, говорила, что ее сестра Наталья очень боялась, что ее – Марину – убьют.
А про 2000-й год она говорила так: «Я сразу поняла, что Путин – это надолго. Мне возражали – «ну, на два срока». Нет, я говорила – он что-нибудь придумает».
**Как видим, Марина Салье не ошиблась. Сегодня Владимр Путин, занявший главный пост страны в начале 2000-го становится президентом вновь. И, вполне вероятно, теперь уже до 2024 года (два президентских срока по 6 лет). В итоге получается почти четверть века. Это превышает «рекорд» Леонида Брежнева, бывшего руководителем СССР в течение 17 лет, правда, немного не дотягивает до показателей Иосифа Сталина, рулившего в Кремле больше трех десятков лет.**
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»