Сюжеты · Культура

Гляди в оба!

Прошла премьера фильма «Шпион» по роману Бориса Акунина

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Фото: «Новая газета»
Прошла премьера фильма «Шпион» по роману Бориса Акунина
Где можно «сыграть» премьеру кино про сталинскую эпоху? Конечно же в пятиконечном шедевре сталинского ампира Театре Красной Армии.  День премьеры совпал с днем рождения «Новой газеты». В  кафе «Тема» в честь нашего 19-летия ретро-шлягеры играл духовой оркестр. Вечером трубы, валторны и тромбоны (не те же музыканты?) громко встречали публику, избранную  в диапазоне от Петросяна до Пархоменко и Рубинштейна, от Дьяченко до Чеханкова и Шиловского. Гости поднимались по ковровой дорожке среди колыхающихся красных знамен и замерших фигур энкавэдэшников в черных куртках. В холлах краснознаменного дворца кружились пары в костюмах наших бабушек и дедушек.
Встретив главного виновника торжества Бориса Акунина, не могла не задать ему несколько вопросов.
**«Новая»: По мнению писателя, возможна ли вообще адекватная экранизация выстраданного  произведения?**
**Борис АКУНИН:** На мой взгляд, экранизировать можно все, даже учебник по арифметике.
**«Н.»: Но кажется, вас не удовлетворила пока ни одна из киноверсий ваших романов.**
**Б.А.:** Если честно, думаю, что экранизировать лучше мертвых авторов. Это менее травматично. Хотя оговорюсь: экранизации «Шпионского романа» я еще не видел. Дело же не в самой истории, а в особой энергетике, которой заряжен фильм. Когда я пишу книгу меня волнует одно, режиссера, который снимает кино, может волновать совсем иное. Все зависит от таланта режиссера.
 
В «Шпионе» Акунин с помощью приключенческой интриги размышляет над давно мучающим его вопросом: отчего война застала нас врасплох? Почему Генералиссимус не реагировал на многочисленные донесения разведки о скором развертывании операции Барбаросса? В центре сюжета схватка двух разведок Комиссариата Госбезопасности и Абвера, задумавшего всучить Сталину «дезу». Да так, чтобы он, сомневающийся во всем и во всех – поверил.  Наших олицетворяет харизматичный Старший майор Октябрьский и лейтенант Дорин: потомок достославного сыщика Фандорина, выпускник разведшколы, необоримый боксер общества «Динамо». События заворачиваются штопором в канун одной из самых кровопролитных войн.  
Режиссер-дебютант Алексей Андрианов акунинскую игру в шпионский роман решил переиграть на свой лад. Он превратил фильм в комикс, где историческая достоверность превращается в эффектные декорации, и все события вершатся понарошку, в отрыве от реальности.  Отсюда плюсы и минусы фильма. Он эффектен, ритмичен, красив как книга о вкусной и здоровой пище с предисловием Микояна. При этом как любой комикс, опирающийся прежде всего на «картинку», легковесен и упрощен по сравнению с романом.  Дуэт Октябрьский-Дорин, не может не напомнить Жеглова с  Шараповым. Для брутального Октябрьского так же «цель оправдывает средства». Сердце Дорина – Данилы Козловского, так же моторно пламенеет. Но выплеснута главная тайна романа - у Акунина  за внешней фабульной битвой разведок, разворачивается напряженная внутренняя битва:  Система против  своих верных рыцарей. Конечно, есть она и в фильме. И Октябрьский и Дорин на собственной шкуре чувствуют огненное дыхание безжалостного молоха, ежеминутно подбрасывающего решку судьбы: герой или враг, наградить или убить? Но в фильме эта линия остается иллюстративной.
К тому же, наши продюсеры по-прежнему прессуют сериалы в экранные версии (четыре серии «Шпиона» вскоре покажет «Россия»). Поэтому в фильме многие линии выглядят наметочно, а известные актеры, такие как Мерзликин, Вержбицкий,  Назаров возникают на экране, чтобы немедленно исчезнуть. Зато у Бондарчука форменный бенефис. Не то, чтобы Федор Сергеевич сыграл нечто новое, но пожалуй, его герой органичней  прочих существует в жанре комикса, времени вне без прошлого и настоящего. И когда его герой, вместе с телефонной будкой  от столкновения с двухэтажным автобусом улетает в небеса, ты думаешь, что он еще вернется.
 Впрочем, главным героем фильма оказывается не бретер Октябрьский, не красавец и спортсмен Дорин (показательно уступающий в интеллекте своему прозорливому предку), не мудрый нарком Берия  (Сергей Газаров) и даже не главный враг всей советской страны неуловимый и вездесущий агент Вассер, а сама эпоха. Правда изображенная в комиксовом увеличении. Присутствуют конечно, и каменные девушки с веслами, и эмблема «Динамо» (честь и гордость всех внутренних органов), и остроносые байдарки, и  гастроном с газировкой, и ВДНХ с  кубанскими казаками и казаками. Но тут же троллейбус, заполненный исключительно энкавэдэшниками, двухэтажные автобусы, приборы ночного видения.  Операцию по перехвату вражеских парашютистов фиксируют на камеру секретные «съемщики», а сам Гитлер ругает своих подопечных с экрана старенького телевизора – прообраза скайпа.
А в центре всего смыслового пространства – Москва: осуществимая с помощью компьютера идея сталинского светлого завтра: здание Наркомата тяжелой промышленности, дом «Аэрофлота», восьмая  высотка и Дом Советов с гигантской фигурой Ленина на крыше. С верхотуры этого главного дворца генералиссимус в ослепительно белом кителе взирает на свою страну, и принимает катастрофическое решение - ослабить военную мощь на границе. Но Сталин весь в белом  не виноват, он просто доверчивый очень. Таков вердикт фильма.