Новости · Политика

С дагестанской «Рублевки» незаконно выселяют коренных жителей

Михаил Блохин , Корреспондент
Под Махачкалой более 2000 человек остаются без жилья. Руководство садового некоммерческого товарищества «Чох-Росо» сносит их дома и перепродает участки богачам.
В числе гонимых оказалась семья 51-летнего Шапи Асмалова. Он единственный, кто не побоялся предать скандальную историю огласке и сообщил о ней в «Новую».
В 1992 году Шапи с женой и с тремя детьми, наконец, получили участок в садовом товариществе «Чох-Росо» Карабудахкентского района Дагестана. Чтобы устроиться на новом месте, Асмалову пришлось продать трехкомнатную квартиру в Махачкале. Деньги пошли на строительство и домашнее хозяйство.
Товарищество расположено всего в 12 км от Махачкалы, можно сказать, — дагестанская «Рублевка». Именно здесь покупают земельные участки местные богачи — на местах незаконно снесенных домов.
В 2005 году главой «Чох-Росо» неожиданно стал некий Салим Салимов,   хороший знакомый депутата Народного собрания РД Абусупяна Хархарова (теперь уже бывшего). Хархаров в прошлом — начальник Махачкалинского порта, мощная фигура на финансовом поле Дагестана, засветился не в одном скандале.
По словам Шапи Асмалова, никакие выборы руководства СТ не проводились. О назначении нового главы садоводы узнали, когда приехали экскаваторы с рабочими и принялись крушить их дома.
В Дагестане привыкли решать конфликты «через колено». Но здесь жители решили пойти цивилизованным путем. От пострадавших садоводов посыпались заявления в милицию и прокуратуру. Людям начали угрожать расправой. Не обошло это и семью Шапи.
— Салим Салимов пришел с участковым Абдуллагатовым и заявил, что эта земля принадлежит другим людям, которым он эти участки уже распределил. Я попробовал спорить, а Салимов достал пистолет и несколько раз выстрелил в воздух.
Милиционер ограничился замечанием в адрес Салима. Тогда Асмалов отнес гильзы и написал заявление самому министру МВД Дагестана Адильгерею Магомедтагирову. Оказалось, что разрешение на оружие у Салима есть. Однако осмелевшие жильцы подали на Салимова коллективный иск в суд. Смельчаков нашлось шестеро.
На заседании суда выяснилось, что, став главой товарищества, Салимов создал еще одно отдельное садовое некоммерческое товарищество (СНТ) «Чох-Росо». Разница была в одной букве. Но именно этой организации Правительство РД выдало право распоряжаться 165 Га земли в Карабудахкентском районе Дагестана. Той самой земли, на которой уже жили люди.
Последующие суды попросту «проштамповывали» решения судов первой инстанции в пользу новообразованного СНТ.
Началась настоящая война. Первыми рабочие заявились к тем самым шестерым обвинителям Салимова. На этот раз экскаваторы сопровождали вооруженные автоматами судебные приставы.
— Стоя на крыше сарая, я пытался отбиваться от них, — Шапи показыват сделанные сыном фотографии. В кадре: Асмалов с ломом в руках стоит на крыше. К нему пытаются пробраться люди в форме и масках. На следующем снимке, стоя у поваленного забора, пристав целится автоматом в камеру.
— Они угрожали застрелить сына, если тот не уберет фотоаппарат, — вспоминает Шапи.
Дом Асмаловых все-таки снесли. Большую семью приютили соседи. Но и они не застрахованы. Шапи говорит, есть в садоводстве и те, кто договорились с Салимовым. Теперь эти семьи вынуждены платить «землевладельцу» дань от 50 до 100 тысяч рублей в месяц.