Эмиль Дабагян , ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН
Как это делается в Бразилии
Выдающийся государственный и политический деятель, университетский профессор, экс-президент Фернандо Энрике Кардозу некогда назвал свою родину «тропической Россией». Смысл этого высказывания раскрылся позднее. Подразумевалось, что общность двух гигантов не только в их размерах, но и в предопределенности демократического развития. Пока, правда, «полярная Россия» несколько отстает от своего «тропического» собрата.
Бразилия — крупнейшая латиноамериканская страна по численности населения и экономическому потенциалу. Сегодня по последнему показателю она шестая в мире. За период с 2003 по 2009 год ВВП увеличился на 27,6%. Теперь в повестке дня не менее амбициозные задачи. В обозримой перспективе — обогнать всех. Еще в 2006 году другой экс-президент — Луис Инасио (Лула) да Силва сказал: «XIX век был веком Европы, XX — веком США, а XXI век будет веком Бразилии».
С 1994 года в стране сменились три президента. И никто не собирался задерживаться на своем посту. В 2003 году видного интеллектуала Ф.Э. Кардозу сменил самородок Лула, выходец из низов, четырежды штурмовавший вершину власти. Он придерживался принципа: «Преемственность и перемены». Преемственность заключалась в сохранении экономического компонента курса предшественника. Эту составляющую олицетворял вице-президент, текстильный магнат Жоао Аленкар. Тем самым давался ясный сигнал бизнесу, что всё останется без изменений, можно работать спокойно. Этот тандем сохранился на протяжении 8 лет, придав режиму устойчивость.
Перемены заключались в том, что благодаря целенаправленной адресной социальной политике удалось за короткие сроки вырвать из нищеты 30 миллионов человек.
И примерно стольким же людям создать условия для перехода в средний класс. На волне успехов, 1 января 2011 года, президентское кресло заняла Дилма Руссефф — впервые в истории страны женщина стала главой государства.
Кстати говоря, ее предшественника, сдававшего полномочия, уговаривали реформировать Конституцию с целью пролонгации полномочий, предлагали провести референдум, аргументируя это запредельным рейтингом доверия. Но он наотрез отказался…
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»