Россия поднялась в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства на тридцать два пункта. Расслабляться, однако, не стоило бы: подробное рассмотрение приведенных в документе причин такого успеха России показывает, что подъем в рейтинге обусловлен развитием информационной структуры, а не качества госуслуг...
5 марта 2012 года публикован отчет ООН под названием «E-Government Survey 2012: E-Government for the People» с оценкой готовности госорганов в 193 странах к использованию информационных технологий в предоставлении госуслуг. По сравнению с предыдущим годом Россия в этом рейтинге поднялась на 32 позиции, перескочив с 59-го места на 27-е. В России дела с электронным правительством обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше, а соседи по БРИК и вовсе безнадежно отстали, даже снизив свои показатели за год: Бразилия теперь занимает 59-е место, Китай — 78-е, а Индия — 125-е место.
Лидером рейтинга, как и в прошлом году, оказалась Южная Корея. В пятерку лидеров входят также Нидерланды, Великобритания и Дания и США.
Рейтинг ООН по уровню развития электронного правительства, как следует из документа, рассчитывается по довольно сложным формулам, в которые входят три главных составляющих: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развития информационной инфраструктуры и человеческий капитал. Каждая из этих составляющих, в свою очередь, состоит из множества параметров. Например, выводя показатель по онлайн-сервисам, исследователи оценивали главный государственный портал страны, главный портал госуслуг, а также сайты различных министерств. Во внимание принималось как наполнение, так и доступность различных сервисов.
Информационная инфраструктура
Расслабляться, однако, не стоило бы: подробное рассмотрение приведенных в документе причин такого успеха России показывает, что подъем в рейтинге обусловлен развитием информационной структуры, а не качества госуслуг. В уровень развития информационной инфраструктуры входят такие показатели, как относительное число интернет-пользователей, число постоянных абонентов доступа в интернет, число пользователей фиксированной и мобильной телефонной связи и т.п. По этому показателю Россия, безусловно, шагнула вперед — например, цены на безлимитный широкополосный доступ в Москве и на Дальнем Востоке, традиционно считавшемся самым дорогим регионом, за последний год сблизились. Разница при сравнимых скоростях подключения теперь не превышает троекратной, хотя еще года полтора назад она составляла пять-десять раз.
Тем не менее забывать о сохраняющемся цифровом неравенстве между центром и регионами не стоит: на Камчатке, куда оптоволоконный кабель, наверное, не дотянут никогда, за безлимитный «социальный» тариф и сейчас дерут 1200 рублей при скорости 128 кбит/с. В Астрахани, где по данным компании ComNews Research, в 2010 году стоимость безлимитного пакета (2 Мбит/с) по отношению к месячным расходам на душу населения составляла 20,5% (для сравнения, в Москве — 1,2%), с тех пор стоимость услуг доступа тоже снизилась раза в два-три. Но не надо забывать, что при среднестатистическом уровне доходов населения по Астраханской области, составлявшем в январе 2012 года, по данным Росстата, 12 754,9 руб., ежемесячная плата за широкополосный интернет в 500–600 рублей определенно не вписывается в понятие «массовый доступ».
Электронные госуслуги
Неоднозначной остается и ситуация с госуслугами в электронном виде. Министр связи Игорь Щеголев имеет все основания для победных рапортов: многострадальный портал «Госуслуги.ру»удостоился в отчете ООН отдельного упоминания как положительный пример быстрого развития. Ведомства на местах рапортуют о «всеобщей удовлетворенности» населения качеством предоставляемых услуг, но внимательное рассмотрение ситуации показывает, что не все так благополучно.
Характерны в этом отношении результаты некоторых последних исследований, проведенных разными группами. Отчет Российской академии народного хозяйства в изложении агентства «Интерфакс» представляет собой сплошные победные реляции: качество госуслуг оценивает как хорошее и очень хорошее 74,6% респондентов, опрошенных в ноябре 2011 года в 20 субъектах РФ. Что, бесспорно, большой скачок по сравнению с данными семилетней давности, когда удовлетворенных было 14%.
Но переход к конкретным деталям рисует иную картину. На осень 2011 года через единый федеральный портал Gosuslugi.ru было доступно более 70 госуслуг, и число это постоянно увеличивается. Среди самых востребованных услуг — подача налоговой декларации для физических лиц. Однако те, кто подавал такую декларацию, могут подтвердить, что самое сложное в этом деле — порядок ее заполнения, и этот процесс не облегчился с переходом в электронный вид.Минфин по-прежнему выпускает ежегодные инструкции по заполнению деклараций — последняя на 2011 год занимает 32 страницы убористого текста 10-м кеглем, через который продраться (без консультации у знающего человека) нереально. Следовательно, сама процедура подачи декларации — живьем или через интернет, теряет значение. Реально проще стал разве что процесс подачи заявлений на такие услуги, как регистрация транспортных средств, получение паспортов (общегражданского и заграничного), регистрация по месту жительства — а вот получать эти документы все равно придется личной явкой в соответствующие органы, и иногда не по одному разу.
Исследование Минэкономразвития совместно с Высшей школой экономики, касающееся четырех самых востребованных услуг (получение общегражданского и заграничного паспортов, регистрация автомобиля и получение водительских прав), содержит куда менее оптимистичные данные по сравнению с рапортами Минкомсвязи. Одна из самых важных деталей нового порядка получения госуслуг — ведомствам запретили требовать от гражданина справки, которые можно получить в других ведомствах. Это должно было бы снизить время на получение госуслуг, однако это происходит далеко не во всех случаях: например, время регистрации транспортных средств для граждан в сравнении с 2010 годом возросло со 108 до 153 минут. «В целом потери населения от ожидания в очередях на все четыре госуслуги за год увеличились в 1,5 раза и достигли 1,5 млрд рублей» — говорится в сообщении. «По оценкам опрошенных, в 2011 году информация о порядке получения паспортов и регистрации автомобилей стала более доступной для граждан, сбор необходимых документов — более простым. А вот комфортность оказания услуг опрошенные оценили на том же уровне, что и был», — добавляют авторы.
Статистика популярности госуслуг в электронном виде, характеризующая собственно развитие электронного правительства, тоже не внушает особого оптимизма. В середине 2011 года журнал «Госменеджмент» провел исследование счетчиков посещений, установленных на различных порталах государственных и муниципальных услуг, и обнаружил, что рекорд поставила Нижегородская область, где к маю 2011-го зарегистрировалось аж 3,9% населения. Лишь «10–15 субъектов Федерации имеют порталы, посещаемость которых находится в рамках каких-то приличий», говорится в тексте статьи.
В середине 2011 года, по данным ФОМ, госуслугами в электронном виде пользовалось лишь 6% населения страны. Мало того, число желающих воспользоваться госуслугами в интернете за прошедший год даже снизилось. «На 20% выросла доля тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы», — отмечают исследователи ФОМ. Минкомсвязи возмутилось результатами этого опроса, объявив его субъективным, но его заверения, что «с начала 2011 года электронными услугами через портал Gosuslugi.ru воспользовалось больше 7% трудоспособного населения», не очень понятно, на чем основаны. К концу 2011 года «Ростелеком» планировал увеличить число пользователей портала «Госуслуги»до 2 млн человек, но реальная цифра составила 1,3 млн человек — примерно1,5% трудоспособного населения (оцениваемого на 1 января 2010 года в 88 млн человек). И даже если принять оптимистичные оценки Минкомсвязи, то 7% все равно не выглядят впечатляющей цифрой, свидетельствующей о развитости электронного правительства.
Есть и другие досадные пятна на безупречной картине выдающихся успехов, которые в исследовании ООН отражены быть не могли: это освоение беспрецедентных бюджетных средств, отпущенных на развитие электронного правительства в России. Ситуация хорошо иллюстрируется таким примером: практически одновременно с появлением отчета ООН стало известно, что Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по поводу мошенничества при модернизации официального интернет-портала Минобороны компанией «Систематика». Получив в конце 2010 года 36 млн рублей, компания до сих пор не выполнила работы по контракту, тогда как недоделанная работа была министерством принята, как предполагает собеседник интернет-портала Cnews, «под обещание доделать позже». Зная прекрасно, как у нас делаются такие дела, несложно пойти немного дальше и предположить, что одним только «обещанием» тут дело не обошлось. Так что можно только представить себе, насколько мы могли бы подняться, если бы отпущенные государством деньги расходовались по назначению.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»