Православный священник о выступлении панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя
Алеша БЕЛОЧКИН
Стыдно. Стыдно до слез — и, как говорил известный киногерой, за державу обидно. Обидно за ту часть ее народа, которая кичится своей «православностью». Или «православнутостью», как кто-то удачно поставил диагноз. Потому что, похоже, православных скандалистов, норовящих стащить на костер вместе с инокомыслящими все «не наше»: объекты культуры (картины, выставки и проч.), древние литературные памятники, — бесполезно урезонивать, уговаривать и тем более обличать… Их нужно лечить.
Но особенно чувство стыда не оставляет все последнее время, прошедшее со дня злополучного «панк-молебна» в храме Христа Спасителя. Стыдно за то, что и я отношу себя к православным христианам. Впору спрятаться и на вопрос: «А ты — православный?» — подобно отрекшимся от Христа, начиная с апостола Петра и вслед ему, говорить: «Не знаю, о чем ты?» Но не из трусости исповедовать Христа, а от стыда считаться братом по вере дикарей, устроивших средневековую травлю и охоту на «ведьм», с их точки зрения, «осквернивших» их «святыню» — ХХС.
Как всегда, со стороны «защитников православия» (где все они были в советские времена, когда церковь была гонима?) происходит подмена смысла — излюбленный прием демагогов. Впроброс закинутый категорический императив вины (богохульство, кощунство, надругательство над верой, осквернение святыни) не обсуждается и под сомнение не ставится, а вся злобная полемика вертится вокруг принятия карательных мер (читай: отмщения) к «виновницам». Весь спектр злобной мести в наличии: от либеральных «отеческих щипков-шлепков» — вплоть до проклятия Божия, которым все «эти» так любят лично распоряжаться.
Итак, вернемся к началу, о котором все уже забыли. Что произошло, что и кем было сделано? Группа женщин ПРИШЛА В ХРАМ ПОМОЛИТЬСЯ. Как там в притче-то о мытаре и фарисее? «Двое пришли в храм помолиться: фарисей и мытарь…» И что мы видели? А то, что, кроме них, в храме никого не было, он был пуст! А, как говорится в народе, «свято место пусто не бывает». Но это так, к слову. То есть, во-первых, там не было никого, кто мог бы оскорбиться. А во-вторых, у меня вопрос ко всем злобно завывающим «православным»: а вы-то где были, православные фарисеи? Почему, если вы все такие верующие, вы не ходите в настроенные на бандитские деньги храмы и не живете в церкви, как это делали подвижники благочестия от древних до нынешних времен? Почему храмы стоят пустые, почему в них никого нет и почему, вместо того чтобы наслаждаться азартом травли и охоты на ближних, вы, бывшие пионэры, комсомольцы, партийцы и прочие предатели Христа, гонители веры и верующих, не бьете себя поминутно в грудь с молитвой: «Боже, милостив буди МНЕ, грешному»? Почему?
Была ли это молитва? Безусловно, так как в тексте только и есть, что молитвенное обращение к Божией Матери — а также некие, может, и непривычные по форме, и даже неприемлемые для большинства обрядоверцев, но внятные и понятные объяснения (с эмоциональными примечаниями, пусть и не вполне корректными по форме, но зато от сердца искренними — по отношению к некоей действующей политической персоне).
Итак, в том, что касается содержания поступка, — это молитва. А молитва к Богу не может быть богохульством, ни тем более кощунством.
Теперь — о форме.
Как-то в году, если не ошибаюсь, 94-м, я разбил свою машину — старенькую «Волгу». Виновные выплатили мне тогда для них небольшую, но для меня, в то время сельского священника в бедном храме, весьма изрядную сумму денег — что-то тысячи две долларов США. И вот что я надумал: вместо ремонта машины взял да и рванул на эти деньги с матушкой на Страстной седмице в Иерусалим, ко Гробу Господню — уж больно хотелось хоть раз в жизни пройти по стопам Христа и своими глазами увидеть чудо рождения Благодатного огня. Поездка получилась чудесная: мы были сами по себе, обошли ногами все святые для христиан места — и действительно, буквально по стопам Христа, такое было чувство. И Благодатный огонь видели, ночь с пятницы на субботу просидев на полу в переполненном храме Гроба Господня и с утра помолившись со всеми, кто там был, за службой Великой Субботы. Чудно, правда, показалось мне, что у самых царских врат какие-то черные африканцы били в бубны, орали, скакали и ездили друг у друга на плечах. Ну один грек мне объяснил, что это православные копты (заметим для наших чисто-конкретно православных, что копты вообще-то — монофизиты, то есть еретики, но никто их из храма не гонит) и что это они так молятся, радуются, что они с Богом. Конечно, очень непривычно это было для нас в свете наших мрачных обычаев напускать на себя при всяком удобном случае унылый вид, «чтобы показаться людям постящимися», как говорил Христос, обличая фарисеев-лицемеров. Но молиться и радоваться вместе с ними не помешало. И улетели мы оттуда как на крыльях своих собственных, а вовсе не на самолете.
В одно время с нами туда ездила наша православная церковная делегация. Там их принимали по высшему разряду, во всех службах они участвовали вместе с патриархом, и Огонь чуть не вместе с ним добывали из Кувуклии (так Гроб Господень называется). Однако вернулись ужасно соблазненные, а один из них мне потом рассказывал, что он чуть веру не потерял. Во-первых, им по секрету шепнули, что огонь — не настоящий! Мол, патриарх уже старенький, молиться ему тяжело, вот ему спички и подкладывают внутрь, чтобы не мучился. А во-вторых, от коптских плясок у них глаза на лоб как вылезли, так там и остались навсегда — ведь явное же богохульство, святотатство и кощунство! Ничего, часом, не напоминает?
А ведь во все времена, и особенно на Руси, был в почтении подвиг юродства: это когда люди внешне вели себя недостойно, непотребно и совсем не благочестиво, для того чтобы показать, что это отнюдь не главное, а главное — это живая вера и любовь к Богу и ближним. И эти, по-нашему, «городские сумасшедшие», и царям не боялись в лицо говорить обличительную правду. Помните пушкинского Николку из Бориса Годунова: «Нельзя молиться за царя-ирода, Богородица не велит».
«Богородица, Путина прогони». Говорит пословица, что «глас народа — Глас Божий». И прогремел Он буквально на всю страну. Может, кто-то считает, что из уст недостойных. Но у Бога и ослица заговорила, чтобы обличить пророка, впавшего со страху в льстивое угодничество царю. Наши сегодняшние барские холуи опять вопят: «Бориску на царство», а завтра, глядь, коль ветер сменится, будут в первые ряды проталкиваться и орать: «Долой!»
Когда-то при самом начале путинского царствования меня спросил один корреспондент, который потом мой ответ напечатал в газете: что бы вы посоветовали вновь избранному президенту? «В нашей стране президент прежде всего должен пресекать вокруг себя холопскую заядлость», — я тогда отвечал. И хотя сегодня меня никто не спрашивает, дам ему совет еще раз, жалея его: «Уходи по-тихому сам, не дожидайся, пока по молитвам тех немногих, на чьей живой вере в Бога мир стоит, Богородица прогонит тебя — потому что теперь, после «панк-молебна», это обязательно будет. Так-то».
Когда верстался номер:
В субботу две солистки Pussy Riot были задержаны.
Ранее по требованию РПЦ против участниц группы возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»