«В качестве первоочередной меры по улучшению инвестиционного климата в нашей стране Вы объявили учреждение института уполномоченного по защите прав предпринимателей. Узнав об этом, захотел сразу записаться на прием к этому пока, к сожалению, гипотетическому должностному лицу...»
Фото: Анна Артемьева/«Новая газета»
(проект)
Председателю Правительства
Российской Федерации
В.В. Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
2 февраля, выступая на инвестиционном форуме «Россия-2012», в качестве первоочередной меры по улучшению инвестиционного климата в нашей стране Вы объявили учреждение института уполномоченного по защите прав предпринимателей. «Всех предпринимателей, а не только иностранных инвесторов (такой омбудсмен у нас уже есть), — подчеркнули Вы. — Он получит особый процессуальный статус, а следовательно, право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти, а также (в некоторых случаях это вполне обоснованно) приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительной меры обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».
Узнав об этом, захотел сразу записаться на прием к этому — пока, к сожалению, гипотетическому — должностному лицу. Несмотря на то что я являюсь одним из крупнейших инвесторов в реальный сектор российской экономики (авиастроение и авиаперевозки, сельское хозяйство, строительство малоэтажного доступного жилья и т.п.), принадлежащие мне компании испытывают не только постоянное административное давление, но и вынуждены отбивать атаки «оборотней в погонах», пытающихся осуществлять рейдерские «наезды» на бизнес. При этом «оборотни» выставляют вместо себя несиловые ведомства, вооружив их ложными доносами и одновременно прикрывшись легендой о команде сверху «наказать диссидента Лебедева за язык и «Новую газету».
В 2010—2011 гг. достоянием гласности стала такая атака, предпринятая коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов на Национальный резервный банк, который является кредитором и для наших инвестиционных проектов. В отношении банка пытались сфабриковать уголовное дело о «хищении» средств господдержки, выделенных в период кризиса на санацию банка «Российский капитал», которую мы осуществляли по просьбе правительства и Центрального банка.
В ходе санации нами действительно были обнаружены хищения в «Роскапе», однако они имели место еще до кризиса, о чем мы своевременно информировали ФСБ, МВД и Генпрокуратуру, и в настоящее время бывшим владельцам и менеджерам «Роскапа» уже предъявлены обвинения в мошенничестве. Средства господдержки, выданные в виде депозита ЦБ, были своевременно возвращены государству (через 6 месяцев, тогда как основная часть этих денег банками не возвращена до сих пор).
Несмотря на очевидную абсурдность «состава», на протяжении полугода в 2011 г. в банке проводились обыски (с применением «маски-шоу»), допрашивались сотрудники, проводились различные «следственные мероприятия». По ложному доносу начальника главного следственного управления ГУВД г. Москвы Ивана Глухова, который сейчас обвиняется в коррупции, ЦБ направил в наш банк «комплексную внеплановую проверку», призванную обнаружить следы мифических «преступлений». Проверка продолжалась несколько месяцев, парализовав нормальную работу банка. Ее результатом стал 500-страничный отчет, в котором было признано, что НРБ не нарушает никаких законов и нормативов (иначе и быть не может — наш банк является одним из самых устойчивых финансово-кредитных учреждений в России, работающим на принципах прозрачности и строгого соблюдения законодательства).
Однако уже в этом году по очередному ложному доносу из силовых структур (имеется в нашем распоряжении) в НРБ пришла очередная проверка ЦБ, беспрецедентная по своим масштабам — около 130 сотрудников. Проверки проводятся как в головном офисе банка, так и в его филиалах и офисах по всей стране. Не могу припомнить, чтобы подобные проверки случались в обанкротившемся Межпромбанке, из которого было путем мошенничества выведено за рубеж более 3 млрд долл. (в т.ч. 30 млрд рублей — беззалоговый кредит ЦБ), ВТБ, где «недосдача» составляет минимум 300—500 млрд руб., «Банке Москвы», откуда, как теперь стало известно, «исчезло» более 300 млрд рублей, банках некоего Матвея Урина, где таким же образом «испарились» около 200 млн долларов, том же «Роскапе» и иных банках, через которые под «бдительным» надзором ЦБ за последние 5 лет было выведено из России, отмыто и спрятано за рубежом более 500 млрд долларов. Каюсь, мне по долгу издательско-журналистской деятельности и как акционеру приходится это расследовать.
У меня нет никаких оснований считать, что все происходящее имеет политическую подоплеку. Налицо — желание коррумпированных «оборотней в погонах» с помощью агентуры в ЦБ «наказать меня», возможно, захватить банк и присвоить активы. Их не очень беспокоит тот факт, что НРБ не только кредитует, но и дотирует реальный сектор. Они вообще не очень разбираются в экономике. Для них главное — добыча. Ладно бы понимали, это план рейдерского захвата нереалистичен, а попытка сфабриковать «отмывание» и т.д. — обречена на провал. Но это создает временные серьезные трудности для текущего бизнеса — а мы производим важные товары и услуги для миллионов людей. Давайте представим, что закроется крупнейшее промышленное современное вертикально интегрированное картофельное хозяйство в трех регионах, самое большое в Европе? Или все наши Ту-204 встанут на прикол? Тысячи людей останутся без работы? А какой урок от этого мне и меня ли наказали (если верить в легенду о «команде сверху», исключаемую «кредитными контрразведчиками», с которыми нам приходится судиться)?
Проблема в том, что из-за своей жадности, распущенности и безнаказанности эти люди могут нанести репутационный ущерб стране, которой якобы служат. Поэтому прошу Вас, Владимир Владимирович, разобраться в сложившейся вокруг Национального резервного банка ситуации и оказать содействие в прекращении бессмысленной и бесперспективной «охоты» на бизнес. Этот «бизнес» не похож на яхты и «Челси» и не приносит мне доходов. Лишь репутацию. Заверяю Вас, никакой оппозиции я не финансирую.
С уважением,
Александр Лебедев
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»