Силовики взяли в блокаду крупное дагестанское село
Силовики перекрыли все въезды и выезды из селения, ищут боевиков. Жизнь в Гимрах полностью парализована.
У местного сельсовета проходит бессрочный митинг с требованием объяснить, что происходит.
«К нам с обыском пришли в четверг, — рассказывает 25-летний Шамиль Гамзатов. — Меня с братом вывели из дома, обращались грубо. Когда брат улыбнулся им, они стали его избивать прикладами, затем взялись за меня. Потом нас доставили в их штаб, сняли отпечатки пальцев, после чего люди в масках отвели в другую палатку и опять избили. По лицу не били, чтобы следов не осталось».
«У моего соседа дом разворотили перфоратором, — рассказывает другой гимринец, Гаджи, — сняли ламинат на полах, вскрыли стены. Что ищут, нам не говорят. Закрыты детский сад и школа, людей не пускают на работу».
В таком режиме крупное высокогорное селение Дагестана Гимры живет уже неделю. В понедельник к селению были стянуты военная техника и солдаты. По оценкам местных жителей, всего около тысячи человек. Военные перекрыли все въезды и выезды из Гимров и разбили палаточный городок на окраине села. Люди в масках с собаками проводят обыски по всему селению, молодых людей задерживают и избивают.
Первые дни УФСБ отрицало, что в Гимрах введен режим КТО, пресс-секретарь дагестанского МВД Вячеслав Гасанов также заявил мне, что о режиме КТО он не слышал, а профилактические подворовые обходы — это обычная штатная ситуация. «Первоначально у республиканского ОМОНа командировка в Гимры оформлена на 7 дней», — сказал Гасанов.
Однако неофициально в УФСБ мне подтвердили введение режима КТО, которая проводится силами УФСБ, МВД и Минобороны. Ищут боевиков. «В этом нет ничего удивительного, — рассказал мне один из сотрудников дагестанского УФСБ, — это очень сложный район. Из Гимров около 12 человек сейчас находятся в розыске по экстремизму. По нашей информации, в Гимры стекаются молодые люди со всего Дагестана: из Дербента, Хасавюрта, Махачкалы, для того чтобы проходить подготовку в лесу. А в последнее время «гимринский джамаат» ведет себя очень дерзко. Флешки, которые они рассылают бизнесменам, стали уже стоить десятки миллионов».
«Гимринский джамаат», о котором говорит фээсбэшник, — немногочисленный, но один из самых сильных и влиятельных «джамаатов» в дагестанском подполье. Его возглавляет выходец из Гимров Ибрагим Гаджидадаев, который неофициально контролирует весь Унцукульский район. Ни для кого не секрет, что сами силовики боятся гимринских. Ни один участковый не только в Гимры или Балахани, но и в Унцукульский район без подкрепления никогда не сунется, солдаты предпочитают носить здесь маски, а полковники — ходить в штатском. И единственный путь надавить на Гаджидадаева силовые структуры Российской Федерации и Дагестана видят в блокаде его родного села.
Напомню, что последний раз КТО в Гимрах вводилась в 2008 году. Тогда тоже искали боевиков. Но результатом восьмимесячной блокады, из-за которой многие семьи были поставлены на грань существования (тогда пропало большинство урожая абрикосов и хурмы, а солдаты вырубали на дрова сады, за счет которых живет большинство гимринцев), стали всего лишь несколько автоматов. Руководил спецоперацией лично тогдашний министр внутренних дел Дагестана Адильгерей Магомедтагиров, у которого с Гаджидадаевым был острый конфликт. Кто вышел победителем в том споре, мы помним, Гаджидадаев не простил террор односельчан, и летом 2009 года всесильный министр был убит.
Так что плановый характер «профилактической операции» в Гимрах весьма сомнителен. Из всех версий блокады Гимров заслуживает внимания одна: флешки — короткие видеоролики, записанные на флеш-карты, с требованием определенной суммы денег, которые рассылаются бизнесменам. Это своеобразные «счета на джихад», не заплатить по которым невозможно. И чтобы узнать причину нынешней активности силовиков, надо просто выяснить, какому влиятельному дагестанскому бизнесмену Гаджидадаев за последнее время отправил флешку.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»