Кто отстреливает в Новосибирске семью известных бизнесменов и меценатов, какие звезды на погонах у заказчика и почему Следственный комитет приостановил расследование и куда пропали 140 миллионов
Странности в расследовании убийства начались с первых минут: сначала долго не приезжала «скорая помощь», затем медики констатировали у Алояна остановку сердца. Родственники настояли на повторной судмедэкспертизе. Со второго захода эксперты установили, что Алояна убили выстрелом из пистолета Макарова...
Тамара Монахова, Кярам Алоян и Людмила Шпак
На пороге большого дома убитого коммерсанта нас встретила вдова Зина и трое несовершеннолетних детей.
— Мы вынуждены к вам обратиться, поскольку нам никто ничего не объясняет. Убийцы моего мужа спокойно разгуливают по городу…
Тело Кярама Алояна обнаружили в Горском микрорайоне, у дома № 56. Накануне вечером коммерсант был в гостях у управляющей отделением Сбербанка в Новосибирске Галины Романовой.
Странности в расследовании убийства начались буквально с первых минут: сначала долго не приезжала «скорая помощь», а затем медики констатировали у Алояна остановку сердца. Между тем у родственников причина смерти вызвала большие сомнения, и они настояли на повторной судмедэкспертизе. Со второго захода эксперты установили, что Алояна убили выстрелом из пистолета Макарова (пуля вошла под лопатку).
Дальнейшие оперативные мероприятия показали: за коммерсантом долгое время велась слежка, а киллер сделал звонок на телефонный номер, предположительно принадлежащий высокопоставленному чину из МВД. За поимку преступников родня объявила крупную награду, и вскоре местные оперативники отрапортовали: преступление практически раскрыто. Однако через полгода следователи заявили, что подозреваемых нет, и уголовное дело приостановили.
— Мне сказали, что по делу работает лучшая оперативная группа, — стал возмущаться старший брат убитого Норик Алоян. Они установили заказчика, посредников и киллера. Где аресты?
Езиды
Алояны принадлежат к древнему езидскому роду и поклоняются солнцу. На сегодняшний день самыми известными представителями езидской диаспоры в России являются депутат Госдумы Зелимхан Муцоев, артист цирка Азиз Аскарян, певица Зара и авторитетный пенсионер Аслан Усоян, по прозвищу Дед Хасан.
До распада Советского Союза Алояны проживали в Армении, а с началом карабахского конфликта переехали в Новосибирск. Начинали с ларьков, теперь владеют торговыми центрами, долей на рынке «Барахолка», коммерческими фирмами и рестораном. Кярам Алоян был заметной фигурой среди местной бизнес-элиты, поддерживал «Единую Россию» и немалую часть доходов жертвовал на благотворительность.
— Убийство Кярама Файзоевича стало для нас шоком, — заявила замглавы администрации Дзержинского района г. Новосибирска Галина Шандакова. Очень обстоятельный был хозяйственник и помогал району при проведении мероприятий.
Бизнес
Пять лет назад, к удивлению диаспоры, Кярам Алоян вышел из семейного бизнеса и стал изучать современные технологии и менеджмент. В его планах было строительство нового торгового центра в Новосибирске, открытие фитнес-клуба и создание совместной с китайцами фабрики по производству кроссовок.
— Вы знаете, он был не совсем обычным езидом, — рассказал коммерсант Евгений, близко знавший Алояна. — На протяжении нескольких веков езидов постоянно гоняли и убивали, поэтому для них главное — сохранение рода. Они избегают конфликтов и стараются со всеми договориться. Допустим, пришли к ним менты, чиновники или бандиты и говорят: «Дайте денег!» — и они не отказывали. А Кярам стал говорить, что настали другие времена, что он хочет вести современный бизнес и платить только налоги.
После убийства среднего брата родственники наняли аудиторскую фирму — проверяющие выяснили, что Кярам взял кредит в Сбербанке на сумму 206 млн рублей и положил его на счет одного из китайских банков. Из них пропало 140 млн. При этом в офисных компьютерах кто-то уничтожил 5 тысяч файлов, а также пропал список должников. Зато очень скоро до родственников стали доходить слухи, что с должниками ведутся тайные переговоры.
— На нас вышла китаянка с «Барахолки» и подтвердила, что должна брату 22 млн рублей, — сообщил Норик Алоян. — Она рассказала, что финансовый директор брата Тамара Монахова предложила поделить деньги: 70% — Монаховой, а 30% — ей. Мы обратились с заявлением в милицию, и директор была задержана.
Монахова и Шпак
Тамара Монахова проработала с Алояном долгие годы и была в курсе всех его финансовых дел. Без ее участия не обходилось ни одно торжество в семье Алоян, в том числе и последний день рождения. Помимо финансового директора Норик Алоян подозревает ее близкую подругу — адвоката Людмилу Шпак и якобы стоящих за ней коррумпированных силовиков.
Разыскать обеих женщин оказалось делом далеко не простым. Госпожа Монахова, находясь под подпиской о невыезде, успела продать свою квартиру, а адвокат Шпак поменяла офис. И все же встреча состоялась. Женщины стали жаловаться, что боятся за свою жизнь, поэтому им приходится скрываться. Первым делом мы поинтересовались у госпожи Монаховой историей тайных переговоров с должниками.
— Его родственники не знают, что в фирме катастрофически не хватало денег, — рассказала финансовый директор. — И когда я продавала свою квартиру, то часть денег вложила в новостройку, а часть денег отдала Кяраму. И мои деньги были в той сумме, которые отдали китаянке. И когда я после смерти обратилась к Норику, он мне отказал. Поэтому я просила эту китаянку вернуть мне эти деньги.
Свою причастность к убийству шефа и знакомство с коррумпированными полицейскими женщины категорически отвергли. По их словам, Алоян после получения кредита полностью потерял бдительность и нажил себе многочисленных врагов.
— Следователи досконально проверяли, куда уходили и приходили деньги, и всё сошлось до копейки, — рассказала Людмила Шпак.
— Про его кредит, взятый в Сбербанке, знала половина города. Половину суммы он раздал взаймы под большие проценты. Его убийство выгодно тем, кто не хочет возвращать деньги, — добавила Монахова.
На этом мы и распрощались.
Другие версии
С начала 2000 года в Новосибирске были убиты несколько чиновников, влиятельных коммерсантов и преступных авторитетов. По версии следствия, к многим преступлениям причастна банда Трунова, а также вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин и его отец — советник губернатора по спорту. Сейчас над ними идет громкий судебный процесс, хотя адвокаты обвиняемых заявляют, что уголовные дела носят заказной характер и «чиновников к этим убийствам притянули за уши».
Между тем по городу ходят слухи, что Алояна устранили члены первомайской ОПГ, крышующей все местные рынки. Несмотря на громкие заявления властей о нейтрализации «первомайских» — они по-прежнему в авторитете. Как известно, Алоян перестал платить бандитам дань и мог за это поплатиться.
Не исключено, что бизнесмена заказала набирающая силу китайская мафия, поделившая с «первомайскими» сферы влияния. Местные торговцы с рынка по секрету сообщили, что среди китайцев есть свои смотрящие, больше напоминающие сотрудников спецслужб.
Кстати, китайские товарищи прекрасно знали, что кредит переведен к ним на родину.
Неформально мы встретились с оперативником из ГУ МВД по СФО:
— Есть рабочая версия, что исполнителями убийства Алояна были члены банды, которые несколько лет назад убивали автомобилистов. Костяк тогда осудили, а двоих вывели из уголовного дела, и они стали принимать заказы. Что же касается заказчиков, то уровень этих людей, скорее всего, достаточно высок, и поэтому следствие забуксовало.
Короче говоря, в уголовном деле Алояна больше вопросов, чем ответов. К примеру, до сих пор не установлена личность сотрудника МВД, которому киллер звонил с места убийства. Следователи также не выяснили, что за люди вели слежку за Алояном и его родственниками и почему госномера на автомобилях «наружки» не числятся в полицейских базах.
Ответы на эти вопросы с нетерпением ждут вдова и трое детей Алояна. Тем временем в Следственном комитете заявляют, что внимательно отслеживают ситуацию и уголовное дело находится на постоянном контроле у руководства.
— В настоящее время достаточных оснований полагать, что к убийству причастны сотрудники оперативных служб или чиновники, не имеется, — прокомментировал «Новой газете» руководитель отдела криминалистики СУ по НСО Максим Леонтьев. — Уголовное дело приостановлено, но по-прежнему проходят оперативные мероприятия.
Остается добавить, что 11 лет назад по похожему сценарию был застрелен еще один брат — Хадыр Алоян. Убийство не раскрыто до сих пор, хотя родня уверена, что следствию известны мотивы преступления и исполнители. Незадолго до своей смерти Кярам Алоян стал вести собственное расследование убийства брата и будто бы вышел на заказчика.
Новосибирск — Москва
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»