Сюжеты · Общество

Разберите предложение, от которого нельзя отказаться...

Старшеклассников московских школ вместе с учителями отвлекут от субботнего митинга внеплановой контрольной по русскому языку

Людмила Рыбина , Обозреватель, rybinal@yandex.ru
Старшеклассников московских школ вместе с учителями будут удерживать от участия в субботнем митинге внеплановой контрольной по русскому языку. Преподаватели беспокоятся: как бы такие меры не спровоцировали даже аполитичных школьников пойти на митинг
**9 декабря в 16.30** **начальник департамента образования Москвы** **Исаак Калина провел неожиданное селекторное совещание директоров школ. Директора получили распоряжение провести в 15.00 письменную работу для старшеклассников по русскому языку. Дополнительный мониторинг знаний с целью улучшения качества образования. После этой письменной работы рекомендовали провести классные часы на тему организации выпускных вечеров. До них вроде еще далеко – они только в июне, но готовиться, видимо, надо заранее.**
**Мы позвонили** **директору Московской школы «Класс-центр» Сергею КАЗАРНОВСКОМУ** .
**— Надо учителям оградить детей от митинга, который будет в субботу?**
— Мы не должны способствовать вовлечению детей в наши взрослые политические разборки. Те, кто это делает, ведут себя мерзко. И вопрос не только в безопасности. Это недопустимо по разным причинам.
Тот ажиотаж, который сейчас возник в результате действий властей, не должен распространяться на детей. Те дети, кто сомневается, не задумывался пока, не готов, не должны пойти на митинг только в результате ажиотажа. Тех, кто хотел пойти, но засомневался, лучше тоже остановить. Но тех, у кого есть четкие убеждения, не остановить. Но этих детей не много. Хотя такие 10-11-классники есть.
У меня в прошлом учебном году закончили школу две девочки, которые регулярно ходили на митинги в защиту Ходорковского. Я узнал об этом позже. Одна уже поступила в МГИМО, другая – в РГГУ. Это был их выбор.
А по поводу того, что происходит сейчас – правильно написал Дмитрий Муратов: нельзя поддаваться на вопли радикалов, пока не исчерпаны возможности мирного восстановления справедливости.
**— Но различат ли эти особенности момента дети? Им-то чем радикальнее, тем круче.**
— Нельзя, чтобы дети попали под дубинки ОМОНА.
**— Но поскольку радикалы активно раскачивают ситуацию, а дети – просто по своему юношескому максимализму – могут поддаться их агитации, надо ли директорам как-то попытаться удержать их?**
— В нашей школе по субботам учатся. У нас занятия так и будут проходить. Если директор, учитель для своих учеников авторитет, он должен что-то сказать им, во всяком случае – предупредить.
**— Но ведь есть телефонограмма из Департамента с просьбой организовать проверочную письменную работу по русскому языку для старшеклассников.**
— Почему это делается – абсолютно понятно. Это не приказ, а распоряжение. Нас просят организовать письменную работу.
У школьников не настолько определенные гражданские позиции, чтобы они массово шли на этот митинг, большинство старшеклассников политикой не интересуется.
В самой попытке Департамента удержать детей ничего плохого нет. Но мне как директору было бы приятнее, если бы ко мне по селектору обратились и сказали: давайте как люди, ответственные за детей, как родители организуем что-то в своей школе, чем занять детей. Можно и контрольную, можете по другому организовать старшеклассников – организуйте. День спорта, дискотеки, экскурсии за город – что-то, что их привлекло бы. Вывезти в пейнтбол поиграть. Как на последний звонок каждая школа придумывает мероприятия для выпускников. Единственное, что здесь ситуация срочная, надо быстро сориентироваться.
Организация детей в школе в выходной день – это же еще и привлечение к работе учителей. А нормальной системы, когда по КЗОТу работа в выходные оплачивается в двойном размере, в образовании нет.
У Казарновского есть реальное предложение: ввести возрастное ограничение для участия в митинге. Пропускать всех будут через металлодетекторы. Надо проверять паспорта. Детей до 18 лет – не пускать. Но это должны были заранее сообщать организаторы, а милиция – отслеживать.
Интересно, что до негосударственных школ распоряжение о контрольной не дошло. Директор московской Европейской гимназии Ирина Боганцева рассказала, что собрала сегодня старшеклассников на линейку. Рассказала им о том, о чем до сегодняшнего дня еще не говорила: дело в том, что учителя этой школы работали в двух избирательных комиссиях в Сокольниках, и работали честно. В одной комиссии Единая Россия набрала 19%, в другой – 25%. Ирина Владимировна сказала ученикам, что они могут гордиться своими учителями. Идти на митинг не призывала, но предупредила, если они пойдут, не поддаваться на провокации, не выкрикивать экстремистских лозунгов.
Есть и еще одна позиция. Учителя, которые знают, что их ученики идут на митинг, идут вместе с ними. Не буду называть школу и имена. Они в данной ситуации явные нарушители распоряжения Департамента. Но их позиция очень понятна: они знают, что детей они не удержат. Но находиться рядом с ними считают своим долгом.